Рефераты. Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении

p align="left">Еще один пример ведения календаря, это календарь-ширма (рис.1.6), где на трех страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью.

Рис.1.6.Календарь-ширма

Такой календарь имеет три графы: «Недели», «Погода», «Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Таким образом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна. Это дает возможность показатъ дошкольникам, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы. Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. Вот почему именно вопросы воспитателя при обсуждении календаря мы рассматриваем как средство становления и активизации логического мышления детей. Разница между вопросами, по которым педагог ведет объяснение, составляющими, с одной стороны, суть словесно-логической схемы, а е другой - предназначенными для обсуждения календаря, состоит в том, что последние способствуют актуализации, систематизации и обобщению уже имеющихся представлений, в то время как первые предназначены для получения начальной информации о предметах.

Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей - плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.

Например, для младшей и средней группы календарь природы оформлен в виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинки таким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенности природных явлений определенного сезона и одежды людей.

В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать». Форма календарей также может быть разной. Календарь в виде круга, сделанного из плотного материала и разделенного на части, удобен для раскладывания на столе или на полу. Каждый месяц в таком календаре представлен отдельным сектором. Календарь в виде пирамиды-гриба дает возможность помещать различные картинки как на самой пирамиде, так и на «ножке гриба».

Комбинированный календарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг с указанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемный календарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды, а в верхней размещаются веселые человечки -- дни недели.

Календарь может быть сделан и виде настоящей лесенки, с объемными фигурками, отражающими различные природные изменения. Дни недели в этом случае символизируют разноцветные цилиндры-коробочки, на которые выставляются карточки с указанием даты. Написанное на карточке название месяца закрепляется на вершине лесенки. На ступеньках выставляются фигурки-символы, характеризующие состояние природных объектов в данное время, и карточки погоды

2 Методика организации работы с календарями природы в дошкольном учреждении

Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Методика работы с детьми соответвует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, как шуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинка или крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным, желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Например, наблюдая за первым снегом можно прочитать стихотворение Е. Тургенева «Первый снег» или И. Сурикова «Зима».

Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая с малышами березку в осеннем уборе воспитатель сообщает: «Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью».

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку «Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Поэтому их лучше нарисовать, чем подбирать из журналов. Содержание их отражает основное состояния растительного мира для каждого сезона отдельно. Например, для осени может быть набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени; дождь, на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная погода, почти голые деревья. Набор картинок в таком объеме подходит для второй младшей группы. Для средней группы их количество можно увеличить - добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице,

Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. В средней группе при переменной погоде можно выставить две картинки (например, пасмурная и дождливая погода). Кроме того, в этой группе следует выставлять картинку с изображением мальчика и девочки, одетых так же, как были одеты дети на прогулке. В те дни, когда наблюдения не проводятся, Наглядные пособия должно быть убрано.

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы. Дети шестого и седьмого года жизни должны понимать, что осень - это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно все меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни и т. д. Формирование представлений о временах года у старших дошкольников возможно с помощью календаря-ширмы.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели - разным цветом (например, понедельник - фиолетовым, вторник - синим, среда - голубым, четверг - зеленым, пятница - желтым, суббота - оранжевым, воскресенье - красным); погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, в платье, в пальто (куртку), в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Графа «Живая природа» заполняется рисунком с изображением растений (дерево, куст, трава, цветы), животных (птицы, насекомые и пр.), встречающихся на участке и в ближайшем окружении. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей - коричневая «галочка», голубь - синяя, синица - желтая, снегирькрасная и т. д.

3 План-конспект ведения календаря природы с детьми старшей группы в течение третьей недели сентября

Внесение календаря. В конце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу две страницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям и объясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения за природой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения. Затем вывешивает их в уголке природы.

Наблюдение первое (понедельник). Наблюдение погоды. На прогулке воспитатель предлагает детям около минуты наблюдать за погодой и затем ответить на следующие вопросы: холодно или тепло на улице? Как одеты дети? Ветрено или спокойно? Как узнать, что ветрено (или спокойно)? Солнечно или пасмурно? Идет ли дождь или нет? Был ли дождь или нет (как об этом узнали)? Будет ли еще дождь (как об этом можно узнать)?

В группе после прогулки педагог подводит детей к календарю, показывает, каким цветом и в какой графе надо закрасить прямоугольник «понедельник», как и какими значками отмечать те явления, которые они наблюдали.

Наблюдение второе (вторник). Наблюдение погоды (проводится так же). Рассматривание деревьев: воспитатель предлагает посмотреть на деревья, вспомнить, какие они были летом, сказать, что изменилось и почему.

Одно дерево, которое будет зарисовано в календаре, рассматривается подробно: какого цвета листья? Каких листьев больше (зеленых, желтых, красных)? Как листья разного цвета расположены на дереве? Много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья? Много ли опало листьев? Какого цвета трава? Какого цвета опавшие листья?

Так же рассматриваются кусты и цветы, предназначенные для занесения в календарь. В группе дети самостоятельно (но под контролем педагога) закрашивают прямоугольник «вторник», отмечают значками погоду.

Вечером или на следующий день, если планируется занятие по рисованию на тему «Золотая осень», ребята рисуют дерево, куст, цветы, которые они рассматривали. Лучший рисунок помещается в календаре.

Наблюдение третье (среда). Haблюдение погоды (проводится так же). Cpaвнение рисунка, выбранного для календаря, с природными объектами, изобра,женными на нем. Дети оценивают рисунок (насколько точно переданы в нем дерево, куст, цветы, покров земли). Воспитатель предлагает обратить внимание на насекомых, которых ребята увидят во время прогулки, и запомнить их.

В группе дети отмечают в календаре день недели и погоду. Вспоминают, каких насекомых видели на прогулке. Дополняют рисунок и помещают его в графу «Живая природа».

Наблююдение четвертое (четверг). Дети на прогулке наблюдают погоду, обращают внимание на насекомых и птиц.

В группе они самостоятельно фиксируют день недели, погоду в календаре. Воспитатель показывает, как надо дополнить рисунок изображением птиц, насекомых, которых видели на прогулке.

Наблюдение пятое (пятница). Дети наблюдают за погодой, за встречающимися насекомыми и птицами. Рассматривая paстительность участка, любуются нарядным, пестрым убором золотой осени.

В группе ребята самостоятельно фиксируют день недели, погоду и дополняют рисунок новыми видами насекомых и птиц.

Воспитатель дает задание понаблюдать и запомнить, какая погода будет в субботу и воскресенье. В начале следующей недели (в понедельник) в свободное время дети отмечают в календаре субботнюю и воскресную погоду.

Воспитатель обсуждает с ними результаты недельных наблюдений за природой. Проводит бесседу примерно по следующимвопросам:

- Какими значками мы отмечали погоду, дни недели?

- Какая погода была на прошедшей недели в понедельник,во вторник? Как это видно из календаря?

- Какими стали растения на участке(деревья, кусты, трава)?

- А к это видно из календаря? Почему меняются растения?

- Какие животные (насекомые, птицы) были на участке? Птицы, которых вы видели: зимующие или перелетные ?

Убирая календарь, педагог сообщает, что следующие наблюдения за природой будут проведены в третью неделю октября. Очень важно, чтобы при всех последующих наблюдениях в календаре нашли отражение те же природные объекты, что и первый раз. Техника исполнения рисунка должна быть всегда одинаковой (карандашом, краской или фломастером).

Заключение

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

Список использованных источников

1. Лучич

2. Николаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников»,2-е изд. М.-Академия, 2005

3. «Дошкольное воспитание», № 4, 1982, с.35

4. «Дошкольное воспитание», №6, 1983, с.54

5. «Обруч» №1, 2002, с.48

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.