Рефераты. Классный руководитель в современной школе

p align="left">Нет нужды в жесткой унификации формы плана работы классного руководителя. Важно лишь, чтобы план содержал систему воспитательной деятельности педагога, предусматривающую не только то, что он будет делать, но и то, как будет осуществлять воспитательную работу.

Вот примерная форма плана работы руководителя на учебную четверть:

Задачи в работе с классом

Содержание

работы

(по разделам)

Сроки проведения

Кто привлекается к подготовке и проведению

Отметка о выполнении и анализ проведенной работы

1

2

3

4

5

Рекомендуется включать в план такие разделы: общественно-политическое воспитание, формирование сознательного отношения к учению, нравственное и правовое воспитание, трудовое воспитание и профориентация, эстетическое воспитание, укрепление здоровья учащихся, работа с родителями. Возможны и другие разделы и другая их последовательность. Ориентиром при этом может служить программа «Примерное содержание воспитания школьников», которая варьирует состав и последовательность разделов в зависимости от возраста учащихся. Полезно включить в план раздел «Социально-психологическое изучение учащихся». В этом разделе предусматривается наблюдение за учащимися в школе, вне ее, ознакомление с условиями жизни и воспитания в семье и др.

Структура плана определяется основными видами его идейно- организаторской деятельности. В плане находят отражение общешкольные мероприятия, в которых участвует классный воспитательный коллектив, работа с самим классным и взаимодействующими коллективами. Основными разделами плана могут быть общешкольные мероприятия; работа с коллективом учащихся; работа с коллективом учителей; работа с коллективом родителей; работа с коллективом трудящихся базового предприятия. План составляется на четверть.

В разделе общешкольных мероприятий фиксируется время их проведения, степень и формы участия в них учащихся класса, намечаются ответственные. Раздел «Работа с первичным воспитательным коллективом» составляет центральное звено плана. В нем планируются классные часы, участие воспитателя в делах детского коллектива: общественно полезном труде, дежурстве, дискотеке, экскурсиях, праздничных вечерах и походах. Раздел «Работа с учителями, преподающими в классе» включает мероприятия по обмену взаимной информацией, по совместной выработке рекомендаций относительно совершенствования знаний, умений и навыков школьников, осуществления индивидуального подхода к ним в процессе обучения. Раздел «Работа с коллективом родителей планируется на основе устоявшихся апробированных форм взаимодействия. Среди них родительские собрания, индивидуальные доверительные беседы классного руководителя с родителями, встречи родителей с учителями-предметниками. Раздел «работа с коллективом базового предприятия» включает встречи руководителя с трудящимися, посвященные реформе школы, ее роли в стратегии ускорения, воспитательным возможностям трудовых коллективов; совместные мероприятия трудящихся и школьников, посвященные особенностям технологии современного производства, экономической реформе, трудовым традициям коллектива, новым формам организации труда, производственной и бытовой дисциплине.

Сложность и многообразность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема становится в педагогической науке.

Л.Н. Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же - сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П.К. Анохин, как уже отмечалось выше, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществить ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек, заранее прогнозирует их в своем сознании., проектирует их и создает более или менее детальную «программу» поведения. Эта «программа» не только определяет его деятельность, но и выполняет роль «акцептора действия», который позволяет контролировать эту деятельность, сравнивая ее с намеченной «программой», и вносить в нее необходимые коррективы.

Однако заранее продуманная «программа» не только делает наше поведение осмысленным. Если она составлена и зафиксирована в сознании человека она побуждает его выполнять намеченные действия и поступки, придавая им волевой характер.

Чем сложнее деятельность человека и чем больший отрезок времени она охватывает, тем более важное значение имеет ее предварительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится деятельность педагогическая и , в частности, воспитательная работа классного руководителя. Она всегда рассчитывается на более или менее длительное время, связана с одновременным решением множества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться. Работать без плана - значит, как правило, идти вслед за событиями. Работать по заранее продуманному плану - значит, направлять события, создавать воспитательные ситуации и придавать педагогической работе целенаправленность и действенность.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;

б) поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, план должен предусматривать включение школьников в познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;

г) в общей системе внеклассной работы по всестороннему развитию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную задачу и намечать мероприятия по ее решению;

д) нужно, чтобы план содержал мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей которые работают в классе, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования классным руководителем воспитательной работы?

Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо прежде всего определить уровень воспитанности класса, его положительные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Например, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива.

Повысилась общественная активность учащихся - необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержательность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе - нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно обязательно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные результаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предметом ведущей воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап планирования -разработка внеклассных мероприятий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Попробуем представить себе их, например в отношении к VI классу:

а) беседа « Соблюдение режима дня - черта культурного человека»;

б) беседа «Приемы активного воспроизведения изучаемого материала при подготовке домашних заданий»;

в) классное собрание « Об участии школьников в работе предметных кружков»;

г) экскурсия на завод; встреча с молодыми рационализаторами и изобретателями;

д) участие в благоустройстве территории школы, посадка декоративных кустов;

е) совместное собрание учащихся и родителей по вопросу « Об участии школьников в домашнем труде»;

ж) совещание с активом по вопросу « О повышении роли активистов в общественно полезном труде;

з) шефы завода в гостях у класса: «Почему говорят, что труд украшает человека?»;

и) подготовка литературного вечера « Родина - в поэзии»;

к) участие в спартакиаде школы под девизом « Олимпийский резерв»;

л)диспут « Какого человека можно считать нравственным?;

м) проведение один раз в неделю обзора газет на тему «Чем живет мир ?»

Третий этап - разработка мероприятий по решению ведущей воспитательной задачи. « Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»:

а) встреча с учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;

б) беседа с учащимися « Основные правила выполнения домашних заданий»;

в) посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением;

г) встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что делается в классе по улучшению домашней работы?»;

д) проведение двух практических занятий по выполнению домашних заданий по математике и русскому языку;

е) классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе ? »

Четвертый этап - оформление плана воспитательной работы. Если необходимые мероприятия на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно их расставить в той хронологической последовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что за чем и когда нужно проводить.

Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, обязательно познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать предложения учащихся, обосновать намеченные мероприятия.

Жизнь выдвигает перед классными руководителями большие и малые задачи, которые в той или иной форме должны отражаться в их планах по всем годам работы. Такими вопросами, в частности, являются: охрана природы, правила дорожного движения, дети и закон, мальчики и девочки, правила для учащихся, самовоспитание, алкоголь и здоровье, курение и здоровье, культура речи и многие другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.