Артистические средства предполагают, в первую очередь, подготовку преподавателя и подготовку занятия, на котором должна быть ”специальным образом организованна ”концертная псевдопассивность”, создающая условия, близкие к художественному переживанию. Такая задача предполагает особую подготовку занятий, при которой “нужна пригонка как на концерт”. При проведении таких занятий используются закономерности театральной педагогики: ритмичность процесса (интервалы, многозначительные паузы, ожидание), интонационные компоненты, вовлечение учащихся в пение, игры, танцы. Использование музыки при суггестопедии явилось предметом специальных исследований. Их выводы таковы: “Как показывает опыт, особенно подходящей является инструментальная музыка ХVIII века, особенно струнная.
Как утверждают авторы метода, “суггестопедия -- педагогическая система для людей всех возрастов”, но времення структура “погружения” для детей и взрослых различна. Так при обучении школьников занятия строятся следующим образом: при составе группы в 12-16 человек (желательно приблизительно равное количество девочек и мальчиков) “оптимальная продолжительность занятия -- 4 учебных часа с 15-30 минутным перерывом. Таким образом, на работу с каждым учебным текстом отводится 12 часов, из них 2 часа на презентацию нового урока, 8 часов на его разработку и 2 часа на чтение учебного текста, выполнение итоговых и контрольных занятий”. Методика Г.А.Китайгородской, основывающаяся на исследованиях Г.К.Лозанова, предполагает 6 “погружений” (120 часов) со следующей расчасовкой:
“Погружение”
Кол-во часов
Кол-во дней
1-ое
24
6
2-ое
20
5
3-ое
4-ое
16
4
5-ое
6-ое
Каждый день занятий длится 4 часа. При обучении же взрослых иностранному языку (исследование проводилось для группы научных работников в возрасте 30-40 лет) “погружение” проходит за 9-10 дней при режиме занятий с 8 до 22 часов с двухчасовым перерывом. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы, особенно в странах социалистического содружества. Известно использование суггестопедии при обучении не только иностранным языкам, но и другим предметам (в том числе и алгебре ).
Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты:
“1. При ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося. Без вскрытия комплексных резервов нет суггестопедии.
2. Обучение непременно сопровождается эффектом отдыха или по крайней мере отсутсвием усталости. Если учащиеся устают -- это не суггестопедия.
3. Суггестопедический урок всегда представляет собой приятное переживание.
4. Суггестопедическое обучение оказывает положительное воспитательное воздействие, смягчая агрессивные тенденции и помогая социальной адаптации обучаемой личности”.
Суггестопедическая система обучения дает следующий эффект:
“1. Метод Лозанова обеспечивает интенсификацию в освоении преподаваемого материала до пределов, немыслимых при всех других известных методиках в педагогических процессах.
2. Этот метод допускает сокращение времени ежедневного обучения до 4 часов.
3. Он освобождает от больших нагрузок на дом.
4. Он не только не создает предельных уровней усталости, а приводит к чувству эмоционального и физического комфорта.
5. Он имеет подчеркнутый психолечебный эффект при функциональных заболеваниях или функциональных компонентах органических заболеваний”.
2.2 “Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
Несколько иную педагогическую технологию, назвав ее тоже “погружением”, предложил М.П.Щетинин. Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П.Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. “Наша школа специализируется на развитии вербально - знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, -- “левополушарные”, то есть формируют, так сказать, алгебраическое мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов -- в общей их пропорции в учебном плане -- представлен ничтожно мало. ... Что же получается? Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии -- и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы ”спят”. ... Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов”.
Дни недели
Время
I класс
II класс
III класс
IV класс
8.30 -- 9.05
9.15 -- 9.50
10.00 -- 10.35
10.35 -- 10.55
10.55 -- 11.30
11.40 -- 12.15
12.25 -- 13.05
Математика
Хореография
Чтение
Изобр.искусст.
Русский язык
Легкий
Занятия
завтрак
по интересам
Физкультура
Музыка
Русский язык Занятия
История
Физкультура Русский язык
Природоведен.
Литература
Природоведен. Занятия
Природоведен. по интересам
Русский язык Музыка
Страницы: 1, 2, 3, 4