Рефераты. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

p align="left">2. Определены этапы процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей.

3. Обоснованный в исследовании механизм эффективного и динамичного функционирования системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической), технологизирует процесс вышеназванной подготовки.

4. Выявленная совокупность компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания школьников служит одним из условий разработки программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, определения функций различных категорий педагогов в деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

5. Разработанная диагностика профессиональной готовности студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания, ее результаты используются в процессе модернизации профессионального образования педагогическими вузами и колледжами.

6. Создано и внедрено в образовательный процесс программно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся: пропедевтическая программа актуализации духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, программа спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях» и соответствующий ей курс лекций для студентов; практикум «Диагностика нравственной воспитанности дошкольников и школьников», методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников», «Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе медико-психолого-педагогической диагностики», «Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими положениями; применением совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; длительностью и вариативностью экспериментальной работы; повторяемостью ее результатов в различных условиях; сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом и результатами исследования других ученых; репрезентативностью объема выборок; использованием статистической обработки полученных данных

На защиту выносятся следующие положения, раскрывающие суть концепции и системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:

1. Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников базируется на идеях системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень). Их взаимосвязь и взаимодополняемость обусловлены необходимостью рассмотрения исследуемого явления в нескольких аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, эволюционно-прогностическом, технологическом, с позиций целостности и многообразия его частей.

2. Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, необходимо принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и закономерности необходимости, фиксирующие связи между основными компонентами процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.).

3. Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых является противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Способом разрешения этого противоречия является реализация принципов: обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.

4. Готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию - динамическая, интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

5. Интегративно-вариативная подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей, развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы, присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.

6. Основными компонентами интегративно-вариативной подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:

- цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);

- содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;

- вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);

- ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей;

- управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.

7. Особенностями духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях как воспитания, интегрирующего задачи, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания, и особенности его реализации в современных условиях являются: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия:

- в Международных научно-практических конференциях: «Образование как средство развития личности, общества, государства» (Витебск, 1997); XI Международные рождественские образовательные чтения (Москва, 2003); «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в сферу образования» (Москва, 2004); «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005); «Образование и наука без границ - 2005» (Днепропетровск - Белгород, 2005); «Православная культура на Урале: контексты истории и современность» (Челябинск, 2006); «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2007); «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России» (Челябинск, 2007), «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» (Москва, 2007);

- во Всероссийских научно-практических конференциях: «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» (Челябинск, 1994); «Воспитание этической культуры детей и молодежи» (Москва, 2002); «Воспитание как социокультурный феномен» (Москва, 2003); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004); «Традиции. Духовность. Правосознание» (Тюмень, 2006);

- в межрегиональных научно-практических конференциях: «Управление педагогическим процессом в учебном заведении» (Омск, 1992); «Дети - молодежь - общество» (Челябинск, 1995); «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002); «Социальная работа с молодежью: психологические и социальные аспекты» (Омск, 2003); «Модернизация начального общего образования» (Пермь, 2003); «Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2003); «Теория и практика развивающего и личностно ориентированного обучения: модернизация образовательного процесса» (Челябинск, 2003);

- в региональных научно-практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994); «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области» (Челябинск, 1997); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998); «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2000, 2004); «Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (Челябинск, 2001); «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002); «V Екатерининские образовательные чтения» (Екатеринбург, 2002); «Томинские чтения» (Челябинск, 2002) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.