|
В ходе урока по теме «Блины, оладьи, блинчики», мы знакомим учащихся с такими экономическими понятиями, как себестоимость, экономия сырья. Мы рассказываем детям сколько стоят продукты из которых они выпекают кулинарные изделия, дети сами рассчитывают себестоимость приготовленной порции. Учим детей экономно расходовать продукты, не забывать выключать электроплиту, когда она не используется.
7. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: НРАВСТВЕННОЕ, ТРУДОВОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность. Многократно подтвержденный в передовой педагогической практике закон гласит: чем более технологически современным и экономически рентабельным является производ-ство, тем более четко организована жизнь трудового коллектива, в кото-ром участвуют школьники, тем выше воспитательная эффективность их труда, тем интенсивнее он развивает сущностные силы и готовится к самостоятельной жизни. Психологический закон организации детского труда требует того, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество и пережить радость победы. Успех формирует само-стоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспиты-вает потребность в трудовой деятельности. Неудачи в трудовой деятель-ности угнетают детскую; психику, деморализуют их, парализуют волю. Важный педагогический закон заключается в том, чтобы дать детям воз-можность осознать общественно и личностно значимые цели труда, перс-пективы своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллек-тивных усилий. Школьнику надо познать коллективный характер труда и развить в себе чувство коллективизма, убедиться на практике и в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно взаимосвязаны, что толь-ко коллективный успех позволяет удовлетворить и личные потребности.
Непреложный закон -- стимулирование детского труда. В качестве основ-ных стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственность перед коллективом и самим собой, а также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес возникает в результате личной заинтересованности; творческого характе-ра труда; его тесной связи с жизнью, приобретением практически полез-ных знаний и навыков.
В процессе изучения темы «Блины, оладьи, блинчики», дети делятся на две бригады, таким образом трудовая деятельность осуществляется в коллективе. Дети сами выбирают старосту их бригады, сами разбиваются на бригады. Таким образом, трудовая деятельность детей в процессе изучения темы осуществляется в сплоченном коллективе, где ребенок чувствует себя комфортно. Однако, учитель следит, чтобы все дети участвовали в трудовом процессе.
Основными механизмами осуществления трудового воспитания яв-ляются: развивающееся техническое мышление, разнообразные виды интел-лектуальной и физической деятельности, нравственное отношение ребенка к труду, общение в трудовом коллективе на основе деловых взаимодействий и зависимостей. Техническое мышление обеспечивает накопление техно-логических знаний и опыта по эффективной организации труда, осмыс-ление качества результатов трудовой деятельности. Мыслительная дея-тельность в труде формирует творческое отношение к делу, стремление к рационализации производства, порождает эмоциональный подъем.
Так, на представленном уроке дети еще до начала приготовления, уже продумывают, как они будут сервировать стол
Важный элемент структуры труда -- его процессуальная, деятельная сущность. В процессе труда проявляются две его стороны: идеально-ин-теллектуальная и материальная, непосредственно мышечная деятельность. Обе они представляют собой органическое, неразрывное единство. Иде-альная сущность процесса труда детей состоит в том, что, выполняя лю-бую работу, им необходимо иметь в своем сознании представление, мыс-лительный образ исполнения дела. Труд воспитывает, особенно эстетически, когда ребенок организует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью трудового процесса.
Идеальная сторона труда связана с морально-эстетическими представлениями человека о своей деятельности, о её результатах и является действенным стимулом его активных физических усилий. Мускульные действия также не лишены эстети-ческой притягательности. Когда они одухотворены высокой нравственной * целью и стремлением к добросовестному исполнению, они доставляют человеку непосредственно чувственное эстетическое наслаждение, которое включает в себя радость физического преодоления, приятное мускульное напряжение, сменяющееся расслабленностью и отдыхом.
Воспитательно-эффективный труд, претендующий на позитивное эс-тетическое воздействие, начинается с тщательной подготовки к деятель-ности и рабочего места. Безалаберность приводит к простоям и праздно-сти, влечет за собой нравственно-эстетическое отвращение к труду. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудо-вых действий -- четкая организация процесса труда и рабочего места.
Важным элементом процесса труда являются сформировавшиеся на-выки, освобождающие ребенка от необходимости контроля за каждым дей-ствием, дающие возможность осмысления процесса в целом, рационализа-ции и творчества. Благодаря системе навыков и умений в процессе труда возникает четкость, ритмичность действий, обеспечивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, рождается легкость и ловкость в дви-жениях, развивается интуиция, ощущение собственного мастерства, раско-ванности, уверенности в успехе. Особенно воспитательно-эффективен труд, когда ребенок творит в процессе его организации, в конструировании, ди-зайне, создании новых композиций, форм, цветовых решений. Проявление себя творческой личностью рождает в школьнике ощущение красоты жизни и делает его труд прекрасным.
Так дети творчески подходят к сервировки стола. Делают полное его оформление: скатерть, цветы, салфетки и пр.
Эстетическое качество результатов трудовой деятельности -- важней-шее звено структуры трудового процесса. В общественном производстве придается большое значение прикладному искусству, архитектурным ре-шениям, дизайну, технической эстетике, украшению. Предметы потребле-ния имеют для человека не только потребительскую, но и духовно-эстети-ческую ценность. Оформляя результат труда, педагог вместе с учащимися размышляет о том, чтобы вещь была сработана удобной, добротной и вместе с тем отвечала эстетическим требованиям. Важно развивать у ре-бят чувство формы, умение создавать и оценивать сочетания цвета, ком-позицию, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты прояв-ляется в их органической взаимосвязи. Полезно, когда в оценке трудовых дел участвуют сами дети. Самооценка, критика, самокритика, выступление в дискуссии не только развивают самостоятельность личнос-ти, но и учат всесторонне, глубже видеть эстетическую сторону конечного продукта труда. Учителю такая оценка и самооценка детей помогает выя-вить у каждого школьника положительную тенденцию в творчестве, сти-мулировать эстетически качественное исполнение дела.
Коллективные отношения в труде как итоговый элемент его процесса активно формируют нравственное и эстетическое сознание детей, их лич-ностные качества. Личность оттачивает свои черты и свойства в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, а общественные отноше-ния улучшаются в результате совершенствования каждой личности.
Среди стимулов детской трудовой деятельности, .совершенствующих отношения, важное место занимает соревнование. От качества его орга-низации зависит эффективность его нравственного и эстетического влия-ния на школьников. Если в соревновании на первый план выступает борь-ба за общие цели, взаимная помощь и обмен опытом, то к детям вскоре приходит понимание красоты и благородства коллективного труда.
Так, на представленном уроке бригады соревнуются между собой. Они должны не только вкусно приготовить кулинарные изделия, но красиво оформить стол, соблюсти все правила подачи блюда к столу. Оценивают труд девочек независимые эксперты: мальчики, другие преподаватели. Также каждая бригада оценивает труд друг друга, анализирует ошибки и достоинства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Итак, разрабатывая конспект урока на тему «Блины, оладьи, блинчики» мы основыввались на общих дидактических принципах (научности, систематичности, последовательности, сознательности и т.д.) и требованиях, вытекающих из общих требований к школьному уроку:
материал урока должен включать факты и понятия, достоверно установленные наукой;
содержание урока, методы и формы обучения, используемые в нем должны быть направлены на воспитание привычки к труду, гордости за результаты своего труда;
методы, приемы и формы организации учебной деятельности призваны развивать творческие способность учащихся.
Содержание урока предусматривает формирование основных умений и навыков по приготовлению блинов, оладий, блинчиков, элементарных экономических знаний. В процессе изучения темы проводилось нравственное, трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Гукасова А.М. Методика трудового обучения. - М., 1990.
Лихачев Б. Педагогика. - М., 2000.
Примерные программы основного общего образования. - М., 2000
Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. - М.. 2000.
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). - М., 2000.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.