разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искус-ства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический спо-соб познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ре-бенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудниче-ство, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели ху-дожественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различ-ные формы:
прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а так-же сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока «Золотые краски осени»); экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, для уро-ка «Красота изделий народных умельцев»); игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).
Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него «войти», изобразить его через движения своею тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобрази-тельного искусства, способствуя снятию напряжения.
Организация уроков труда. Основные направления работы на пер-вых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (воспри-ятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется про-вести в форме экскурсий или игр.
1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные живот-ные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.
2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Де-ти заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал. Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазоме-ра, чувства цвета, формы, Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которыеможно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материа-лов можно сделать фигуру лисички».
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связан-ные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы», и т. д.
Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», или урок-игру «Бумажная авиация»,включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.
Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и др.
Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвента-ря, соответствующего возрасту ребенка.
Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных ус-ловий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программпо всем предметам.
О подготовке детей к школе
Методическое письмо Министерства общего и
профессионального образования РФ
Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.
В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лег.
Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентиро-ванные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошко-льного образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в за-висимости от их потребностей.
При этом необходимо проводить диагностико -консультативную ра-боту с детьми 5-6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педа-гогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.
Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая ко-миссия, которая проводит обследование всех детей 5-6-летнего возраста, независимо от того, посещают они дошкольное образовательное учрежде-ние или нет. По результатам обследования ребенка 5-летнего возраста ко-миссия дает рекомендации об оказании социально-психологической помо-щи детям, которые в этом нуждаются. По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности по-ступления ребенка в школу с 6 или 7-летнего возраста.
Работа по подготовке детей к школе может быть организована в раз-личных режимах.
1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:
в конце учебного года, с середины мая, весь июнь, по 2 занятия в день, что составит примерно 60 занятий;
один раз в неделю в течение всего учебного года, по 2 занятия, что составит примерно 68 занятий;
ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по 2 занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.
При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 минут.
2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.
Для детей 3-4 лет рекомендуется организовывать по 2 занятия два раза в неделю, общее количество в год составляет 120.
Для детей 5 лет - три раза в неделю по 2 занятия; число занятий в год - 180.
Для детей 6 лет - пять раз в неделю по 2 занятия; число занятий в год -300.
Занятия необходимо чередовать с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисование, конструирование на свободную тему, подвижные игры и другие виды деятельности). Дли-тельность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста со-ставляет 15 минут, среднего - 20, старшего - 25-30 минут.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (за-конными представителями). Целесообразно провести цикл бесед (5-7), позволяющих подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.
Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать за-ниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами -дефектологами.
При организации занятий с детьми, посещающими группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения, могут использовать программы, рекомендованные Минобразованием России (письма Минобразования России 24.03.95 г. № 42/19-15, 29.01.96 г. № 90/19-15).
При организации занятий с детьми на базе общеобразовательных уч-реждений могут использоваться учебно-методические материалы, разработанные под руководством Н.А. Федосовой и С.Г. Шсвченко (см.приложение)
Приложение
Учебно-методические материалы для подготовки детей к школе
Для диагностико-консультатшной работы:
диагностические методики с картами-тестами для практического психолога;
индивидуальная тетрадь для ребенка «Познай себя».
Для общеразвивающих групп:
программы для подготовки детей к школе «Преемственность»;
пособия для детей:
«Учусь читать и писать», 1, 2, 3 ч.;
«От буквы к букве» (конструирование и моделирование различных предметов ш элементов букв);
«Цифирка»;
«Зеленая тропинка»;
«Конструирование букв и цифр»;
«Играем на свирели, рисуем и поем»;
«Рабочая тетрадь по английскому языку».
Для консультативных групп:
программы по коррекции нарушений речи и письма;
программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию ре-чи;
тематическое планирование;
пособия для детей и методические пособия к ним «51 учусь говорить и писать».
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе
Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе.
Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддерж-ки при обучении информатике во 2 классе.
1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD ROM устройством.
Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CDROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.
Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как «электронная» доска, то есть ис-пользоваться в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9