Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.
Далее рассмотрим подробнее каждое из направлений программно-методического содержания индивидуального обучения аутичных детей и ознакомимся с их программным содержанием, методическими рекомендациями и с частными путями их решения.(табл. 2) Одним из признаков аутизма являются трудности в формировании целенаправленного поведения.
Таблица 2
Программно-методическое содержание индивидуального сопровождения аутичных детей
Формирование поведения
Программное содержание
Методические рекомендации
Пути их реализации
- поведение, приносящее вред самому себе (кусание)
- агрессивное поведение (оплевывание)
- прекращение деятельности (крик0
- взятие в рот несъедобных предметов
- эхолалическое задавание вопросов
- дефицит поведения (нежелание физического контакта)
- преодоление нежелательных реакций ребенка, предупреждение вспышек агрессии
- предупреждение нарастания негативизма
- преодоление коммуникативного барьера
- формирование целенаправленного поведения
- организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого
- развитие коммуникативного поведения
- использование недирективной гибкой тактики управления
- исключение настойчивых просьб, уговоров
- предупреждение психической истощаемости
- предварение негативных действий ребенка
- пассивное выполнение задания
- ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения, как средство преодоления коммуникативного барьера
- использование противоречивых, взаимоисключающих инструкций для ослабления фиксации внимания ребенка на общении
- организация приемов, в котором ребенок становится в положении регулятора поведения взрослого
- снятие возбуждения
- смена видов деятельности
- необходимо учитывать интересы и влечения детей
- предлагать ребенку отдохнуть
- использование игрушек, как отвлекающий маневр
- взрослый отвлекает ученика от игры в мяч чтением стихов в слух
- применение игры «Пинай!Не пинай» (приложение 8)
- рекомендуется применять игру «Лошадка» (приложение 8)
- для снятия возбуждения используется игра типа «Узнай предмет», «Эхо» (приложение 8)
Подводя итог таблицы 2, следует, что коррекционная работа с детьми I-II-й групп РДА по формированию поведения направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка.
Формирование поведения детей III-IV-й групп РДА происходит через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.
Переходя к следующему направлению работы - коррекции эмоциональной сферы (табл. 3), необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии.
Таблица 3
Эмоциональное воспитание
1
2
3
4
- гнев, протекающий в форме аффекта
- отвращение (протекающее совместно с гневом)
- страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности
- установление положительного эмоционального контакта с ребенком
- преодоление негативных реакций на окружающую среду
- коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре
- обучение ребенка «языку чувств» (т.е. формирование эмоций)
- развитие творческих способностей
- проведение индивидуальной
- применение игр, помогающих установить положительный эмоциональный контакт с детьми I-II групп РДА
- преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру.
- создание спокойной обстановки
- игровые упражнения, рекомендованные для детей III-IV-й групп РДА
- развитие инициативы ребенка
- обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции
- игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про…», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх вниз», «Поскачем на лошадке», «Наш дом», «Построим дом» (описание игр в приложении 7)
- используются картинки с эмоциональным фоном
- игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой», «Почувствуй чувство»(приложение 8
- прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д.
работы с родителями
- применение метода холдинг-терапии (удерживание) для установления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка
- обучение приемам направленным на распознавание интонаций
- обучение речевой и поведенческой этике
- обучение приемам и способам анализа собственных эмоций
- обучение пантомимике; распознавание. воспроизведение, изображение и отгадывание различных походок, движений
- сопереживание персонажам из сказок, игр
- рассматривание собственной мимики перед зеркалом
- игры: «Угадай, кто так делает», «Танец», «Пантомима» - как активизация воображения (приложение 8)
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к занятиям ребенка, не предлагая ничего нового, преобразовывает постепенно стереотипные действия в эмоциональную игру. А создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Далее рассмотрим следующее направление коррекционной работы - формирование игровых действий, умений (табл. 4). Это важное направление, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.
Таблица 4
Формирование игровых действий
-игра одиночная
-игра рядом
-игра с кратковременным или долговременным взаимодействием
-выясняется наличие игровых действий
-обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением
-умение выполнять цепочку действий
-определяется насколько тяжело сосредоточиться
-обращается внимание на избирательные интересы ребенка
-спонтанный интерес ребенка к окружающему миру
-преобладают манипуляции с неигровыми предметами
-стереотипные действия
-игра некоммуникативная
-установление эмоционального контакта
-преодоление негативизма
-обучение коммуникативному взаимодействию
-включение стереотипий в игровой процесс
-обучение выполнению целенаправленных игровых действий с объектами
-расширение уровня игровых возможностей
-обучение выполнению цепочки игровых действий
-развитие координации глаз, рук
-расширение знаний об окружающем мире
-эмоциональное вовлечение ребенка с помощью игры в освоение бытовых навыков
-для ребенка I-II групп РДА подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект
-используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым
-в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается
-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы
-игры для установления эмоционального контакта с ребенком: игры с пуговицами (перекладывание), игры с водой (разбрызгивание)
-игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию - «Салют», «Дождь».
-игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим попугайчика и др.
-игры для совершенствования взаимодействия:«Ку-ку»,«Ладушки»
-игры для развития координации: «Сложи башню»
-игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем»
игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование
Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим.
Последнее направление коррекционной работы, которое звучит как, социально-бытовая адаптация, предоставлено в таблице 5.
Таблица 5
-почти у каждого ребенка полная беспомощность в самообслуживании и низкое владение культурно-гигиеническими навыками
-перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен
-овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией
-формирование навыков самообслуживания
-воспитание культурно-гигиенических навыков
-формирование элементарных бытовых навыков
-развитие стойкого интереса к выполняемой деятельности
-воспитание уверенности в своих силах
-сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности
-прививаем умение пользоваться ложкой, вилкой
-обучение навыкам одевания
-организация жизни ребенка по четкому распорядку дня
-в процессе обучения у ребенка вырабатывается стереотип поведения
- использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу
-игры: «Кукла Маша завтракает»
-игра: «Оденем куклу на прогулку»
-расписание (режим дня) в виде фотографий, где он ест, занимается и т.д.
-сначала почти все делает взрослый, постепенно подключая ребенка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9