Рефераты. Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы

p align="left">И лишь в старших классах учитель имеет достаточно материала, чтобы через проблему Дома показать учащимся пространственные модели и художественные цели в построении их разными писателями. Ученики IX--XI классов погружаются в атмосферу дома-- Фамусова, Онегина, Лариных, Обломовых, Кабановых, Кирсановых, Базаровых, Ростовых, Болконских, Раневской.

Особого подхода требует рассмотрение образа Дома в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова.

Учитель имеет возможность проследить с учениками как сквозную -- тему дома и бездомья в литературе XX века. Обращение к образу Дома в каждом классе позволит учителю сделать анализ художественного произведения более глубоким и интересным для учащихся, усилить воспитательную значимость урока.

7. Биографические и творческие связи писателя с определенными территориями

Этот блок давно является предметом изучения литературоведческого краеведения, известен школьному литературному краеведению.

К сожалению, проблема биографических и творческих связей писателя с определенным краем стала меньше привлекать внимание методистов и учителей. Например, в журнале «Литература в школе» статей, посвященных этой проблеме, немного, но заметен несколько иной подход к этой теме, чем раньше: больше внимания начали уделять краю, городу, где родился, жил или бывал писатель, литературным местам; разнообразнее предлагаемые формы проведения уроков на эту тему -- заочные экскурсии, уроки-путешествия, уроки в музее, краеведческие игры.

В теме «писатель и край» необходимо рассматривать две стороны: влияние края на писателя и писателя на край, его культуру, но проблему воздействия писателя на край лучше оставить для регионального компонента. О том, как воздействует край на будущего писателя с детских и отроческих лет, вспоминал М. Волошин: «Надо много объездить и обойти стран, земли, чтобы почувствовать красоту своей долины. В детстве эти привычные очертания гор ничего не говорят взгляду. Но когда глаз, обогащенный всеми зрелищами и всею полнотой Европы, успокаивается на этих мерных линиях горизонта, он в каждой складке холма открывает неожиданные движения и знаки. И каждый день приносит радость новых открытий. В отрочестве познание пейзажа было неизбежно связано с ходьбой и бегом. Была потребность ощупать ступнями ног расстилавшуюся землю. Напряжение мускул и поспешность шага одни давали возможность глубже и интимнее проникнуть в дух земли. Взгляд с высоты холма давал ощущение полета над землею: и эта любовь к широким далям не имела в себе ничего живописного. Земля познавалась только личными движениями. Чем прекраснее казалась местность, тем быстрее становился шаг. Я не умел останавливаться для того, чтобы «любоваться видом» с замедлением движения -- прекращалась связь с землей. Потом это переменилось. Я стал живописцем с того момента, как в первый раз, сидя на одном месте, стал смотреть на пейзаж. Глаз продолжал тот бег, который прекратили ноги. Сразу стало понятно движение линий, рисунок пейзажа... Я понимаю живопись как метод познания природы».

Высказывание М. Волошина дает нам один из вариантов понимания роли родных мест и странствий в становлении человека и в творческом процессе художника. Кроме того, оно еще раз подчеркивает национальное стремление к широким далям, простору.

Судя по воспоминаниям многих писателей (а в XX веке вышло несколько томов автобиографий писателей), детские годы имеют чаще всего определяющее воздействие на будущего художника слова. Вот что утверждают писатели: «Из своего детства, отрочества и раннего юношества я сделал сказку, которая еще не совсем пережилась мной, радует меня,-- это повесть «Курымушка» (Пришвин). «Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары... Там прошло мое детство. Сад. Пруды, окруженные ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи -- деревенские ребята. Верховые лошади. Ковыльные степи, где лишь курганы нарушали однообразную линию горизонта... Смены времен года, как огромные и всегда новые события. Все это и в особенности то, что я рос один, развивало мою мечтательность» (А. Н. Толстой).

При этом на писателя не всегда влияет место его рождения, а важно, где прошло его детство. С. Залыгин пишет: «Родины своей я не помню, никогда там не был в зрелом возрасте, меня в детстве увезли в Сибирь, и она-то и есть моя родина. Без нее я ничего не могу написать -- ни каких-либо исторических событий, ни людей, ни даже пейзажа. Очень люблю Подмосковье, очень люблю Прибалтику, Латвию прежде всего, но написать их не могу -- только Сибирь».

Писатель, очевидно, как и любой человек, на всю жизнь запоминает дом, где прошло его детство. Ю. Нагибин вспоминал: «Мы жили в коренной части Москвы, в окружении дубовых, кленовых, вязовых садов и старинных церквей. Я гордился своим большим домом, выходившим сразу в три переулка: Армянский, Сверчков и Телеграфный... Дому я обязан рано пробудившимся социальным чувством. Не меньше я любил нашу большую коммунальную квартиру... О своем Чистопрудном детстве, о большом доме с двумя дворами и винными подвалами, о незабвенной коммунальной квартире и ее населении я рассказал в циклах «Чистые пруды», «Переулки моего детства», «Лето», «Школа». Последние три цикла составили «Книгу детства».

В воспоминаниях Г. Иванова подчеркивается, как значимо было для А. Блока размещение квартиры: «Блок жил тогда на Малой Монетной, в пятом этаже. Большое, ничем не занавешенное окно с широким видом на крыши, деревья. Каменноостровский. Блок всегда нанимал квартиры высоко, так, чтобы из окон открывался простор».

Писателям запоминается город, улица: «Много было в Москве для нас всяческого, и радостного и горького, и большого и малого, и через нашу жизнь Москва прошла насквозь, проросла существа наши... Вспоминая московскую свою жизнь, видишь, что и началась она и окончилась близ Арбата... Вижу его теперь, через много лет, взором неравнодушным...» (Б. Зайцев).

Проблема дома, двора, улицы, города жизненно близка и понятна ученикам. Сложнее разобраться в том безусловном влиянии, которое оказывает место жительства, образ жизни на творчество, манеру письма писателя. Вл. Ходасевич отмечал: «Впоследствии, вспоминая молодого Брюсова, я почувствовал, что главная острота его тогдашних стихов заключается именно в сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством. Смесь очень пряная, излом очень острый... но потому-то ранние книги Брюсова -- суть все-таки лучшие его книги: наиболее острые».

В анализе жизни и творчестве поэтов «серебряного века» краеведческий подход, видимо, особенно важен, так как для поэтов этого направления характерно стремление снять перегородки между жизнью и литературой, подойти к искусству как к «жизнетворчеству», а не «иконотворчеству» (Вяч. Иванов), познать жизнь в путешествии. Вадим Крейд пишет: «...в той «рабочей комнате», о которой писал И. Анненский, в той творческой лаборатории, в которой создавались художественные, интеллектуальные, духовные ценности эпохи, лишь одного окна было мало. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: А. Белый -- в Египет, Н. Гумилев -- в Абиссинию. К. Бальмонт -- в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, А. Кондратьев -- в Палестину, И. Бунин -- в Индию... Это лишь несколько примеров, не считая бесчисленных путешествий по странам Европы... Другая направленность на поэтическое воскрешение в памяти своего родного, корневого, почвенного выразилась в завороженном интересе к славянской мифологии и русскому фольклору».

У А. Ахматовой есть запись об О. Мандельштаме: «Это был человек с душой бродяги в самом высоком смысле этого слова... Его вечно тянул к себе юг, море, новые места. О его исступленной влюбленности в Армению свидетельствует бессмертный цикл стихов»

Таким образом, последний блок в какой-то мере обобщает предыдущие, показывая, как через творчество одного писателя проходят проблемы дома, дороги, странствий, разных территорий, городов и сел, природы, культуры края, всей России. Кроме того, именно этот блок объединяет две стороны краеведения: вклад писателя в национальную культуру и связь его с определенным краем, составляющие основной и региональный компоненты.

Вычленив проблему художественного осмысления пространства как основную в краеведении, мы выделили два пути использования краеведения в школьной практике.

Местный литературный материал в силу значимости его лишь для определенного региона может стать основой для создания регионального компонента литературного образования.

Литературно-краеведческий материал, который является важным источником познания русской литературы, должен быть выделен как один из основных компонентов в российском литературном образовании.

Краеведение как основной компонент литературного образования должно включать следующие блоки:

Культурное пространство России и его проблемы (эт-нофилософские, этнокультурные вопросы, особенности развития культуры России, «географические трудности русской истории», западничество и славянофильство и т.п.).

Русская природа и «национальные образы России» (Г. Гачев).

Географическое пространство России и русская литература (Петербургский и Московский текст русской литературы, различные территории России, представленные в литературе и художественно осмысленные).

Художественное пространство и его локусы (Лотман) -- дорога, дом, город, усадьба, лес, степь и др.

Биографическое пространство автора художественного текста (проблема «писатель и его край»).

Таким образом, можно отметить, что новые тенденции в литературоведении, исследования о культурном и художественном пространстве позволяют в школьном краеведении перейти от прежнего уровня накопления литературно-краеведческих сведений и вкрапления их как отдельных элементов в учебный процесс к более современной, отвечающей духу времени концепции использования краеведения в преподавании литературы.

Эта концепция, основанная на проблеме художественного осмысления пространства, предлагаемая нами, даст учителю возможность найти новые подходы в анализе структуры литературного произведения, характеристике образов, понимании авторской позиции, рассмотрении произведений, творчества писателя в контексте определенной территории, эпохи и культуры, разработать новые технологии изучения литературы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.