«Отлично» -- выставляется студентам, которые показали разносторонние системные знания программного материала, умение безупречно выполнять задания определенные программой обучения, продемонстрировали творческие способности.
«Хорошо» -- заслуживают студенты, которые показали полные знания программного материала, успешно выполнили задания, предусмотренные учебной программой, усвоили содержание основной литературы.
«Удовлетворительно» -- выставляется студентам, которые показали знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по выбранной профессии, выполнили задания, предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой.
«Неудовлетворительно» -- получают студенты, которые показали пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, сделали принципиальные ошибки в ходе выполнения заданий [4].
2.4 Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой:
- индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
- стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
- формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
- предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;
- экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
- формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.
Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.
В качестве основных принципов педагогического менеджмента можно выделить:
- четко поставленные идеалы и цели образования;
- педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;
- компетентная консультация;
- нормирование;
- оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
- объективное отношение к студентам;
- взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
- оценка (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного выполнения заданий;
- наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обучения студентов, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентом оценок [3].
Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации украинского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах.
Можно выдвинуть следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:
- формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в высшем образовании проведение эксперимента по организации образовательного процесса в ВУЗах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;
- разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;
- обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;
- обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;
- выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования [3].
раздел 3 достоинства и недостатки кредитно-модульной системы
Современная стратегия Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системы образования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики, трансформация и интеграция в европейское и мировое образовательное сотрудничество.
Основные положения, положительные и отрицательные стороны традиционной и новой систем рассмотрены в таблице 3.1.
Начиная с саммита в Бергене 2005 года, когда Украина присоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные его положения.
Болонский процесс -- это процесс распознавания одной образовательной системы другой на Европейском пространстве.
Основная цель процесса -- создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году.
На период с 2005 года в Украине в сфере высшего образования было проделано следующее:
1. Подготовлен План действий, который должен быть реализован к 2010 году.
2. В 2006 году создана Национальная группа промоутэров Болонского процесса.
3. При Министерстве образования и науки Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам внедрения основных положений Болонского процесса.
4. Созданный при Министерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).
5. В 2006/2007 во всех высших учебных заведениях внедрена Европейская кредитно-трансферной система (ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому.
6. Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.
Таблица 3.1
Сравнительная характеристика традиционнойи Болонской систем
Традиционная система
Болонская система
Основные аспекты
- Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения.
- Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап.
- Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения (беспрекословно выполняет указания руководства).
- Ориентация на потребителя -- студента, которому дается возможность влиять на процесс своего обучения.
- Упор на профилактику качества обучения -- за объектом оказания услуги -- дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости.
- Требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента.
Достоинства
- Стабильность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана.
- Фундаментальность системы.
- Процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед.
- Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию.
- Дает большие права студенту, как основному элементу процесса.
- Способность студента к самостоятельному мышлению.
Недостатки
- Контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ).
- Воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения.
- Понижает фундаментальность получаемых знаний.
- Частой смены условий работы, что требует больших материальных затрат.
Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса является:
- во-первых, определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;
- во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.
Кредитно-модульная система должна развиваться в Украине в рамках реализации, в частности, дистанционного образования [2].
заключение
Болонская система в Украине не является полностью внедрённой, не все элементы ее созданы и функционируют, да и отношение к ней неоднозначно, но для Украины, правительство которой постоянно провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.
Вместе с тем участие системы высшего образования Украины в Болонских преобразованиях может быть направлено лишь на ее развитие и обретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижения национальных стандартов его качества. Ориентация на Болонский процесс не может приводить к чрезмерной перестройке отечественной системы образования. Наоборот, ее состояние надо глубоко осмыслить, сравнив с европейскими критериями и стандартами и определить возможности ее усовершенствования на новом этапе.
список использованных источников
1. Болонський процес та кредитно-модульна система організації навчального процессу [Електронний ресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. -- Режим доступу: http://www.chnu.edu.ua/index.php ?page=ua/infpack/00intro/01bolon, вільний. --.Заголовок з екрану.
2. Внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины [Электронный ресурс]. -- Режим доступа: http://www.globalteka.ru/news/1-latest-news/149-2009-02-03-15-36-55.html, свободный. -- Название с экрана.
3. Кредитно-модульная система [Электронный ресурс] / Центр по адаптации системы образования к условиям Болонского соглашения. -- Режим доступа: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/ html/KREDITNO-MODULNAYASISTEMA, свободный. -- Название с экрана.
4. Кредитно-модульная система на факультете [Электронный ресурс] / ДНУ Учётно-финансовый факультет. -- Режим доступа: http://www.donnu.edu.ua/ufin/ru/edu/KMS/KMC.stm, свободный. -- Название с экрана.
5. Особливості запровадження кредитно-модульної системи організації навчального процесу (на прикладі КНЛУ) [Електронний ресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. -- Режим доступу: http://ua.textreferat.com/referat-13215-1.html, вільний. --.Заголовок з екрану.
6. Ткаченко, В. Состояние развития традиционного высшего образования в Украине [Электронный ресурс] / В. Ткаченко. -- Режим доступа: http://tva.jino.ru/Edu_1.htm, свободный. -- Название с экрана.
7. Янковый, В. Болонский процесс: путем европейской интеграции [Электронный ресурс] / В. Янковый. -- Режим доступа: http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/sgurov.html, свободный. -- Название с экрана.
Страницы: 1, 2, 3