Рефераты. Лекционно-семинарская система обучения

p align="left">В современный период модернизацию классно-урочной системы обучения осуществил учитель из Одесской области Н. П. Гузик[3]. Он назвал ее лекционно-семинарской, хотя вернее было бы назвать лекционно-лабораторной. Прообразом разработанной им системы обучения была бригадно-лабораторная. Учитель подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет учащимся познать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором уроке учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых они самостоятельно прорабатывают тему.

Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам. Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь учащимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным.

Итак, организационные формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и воспитанников, определяют соотношение индивидуального и коллективного в образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.

Глава 2. Общая характеристика лекционно-семинарской системы обучения

2.1. Лекционно-семинарская система обучения

Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены[14].

2.1.1. Понятие, свойства и требования к лекции

Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Различают лекции учебные и публичные. Учебная лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.

Систематический курс лекций (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает лекции вводные, установочные (в системе заочного и вечернего образования), ординарные, обзорные, заключительные.

Лекции применяются в системах среднего специального и профессионально-технического образования, курсового обучения, в старших классах средней общеобразовательной школы, а также в системе политического просвещения. Публичные лекции эпизодические и цикловые - одна из основных форм пропаганды и распространения политических и научных знаний в системе культурно-просветительской работы.

Основные требования к лекции:

Научность;

идейность;

доступность;

единство формы и содержания;

эмоциональность изложения;

органическая связь с другими видами учебных занятий - семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др.

Эти требования к лекции реализуются, в частности, с помощью лекционных демонстраций - наглядного показа скрытых, быстро или медленно протекающих процессов (физических, химических, биологических и др.) средствами кино, телевидения и др. С 50-х гг. лекции транслируются по радио и телевидению, сейчас и с помощью сети Internet. Отдельные вузы издают курсы лекций ведущих преподавателей; эти издания используются в учебном процессе наряду с учебниками и учебными пособиями.

2.1.2. Понятие и типы семинаров

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа) - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.

Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Существует 3 основных типа семинаров:

Семинары, способствующие углублённому изучению определённого систематического курса.

Семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса.

Семинар (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.

В высшей школе семинар предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины. В процессе семинарских занятий студенты овладевают методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретают навыки проведения научных исследований и их оформления, учатся защищать развиваемые научные положения и выводы.

2.1.3. Особенности лекционно-семинарская системы обучения

2.1.3.1. Функции лекционно-семинарской системы обучения

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:

Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;

Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую[2].

2.1.3.2. Дидактические требования

К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:

1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность.

2) Познавательная ценность :высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений.

3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью.

4) Мотивация учения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся.

5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д. , создание условий для использования учащимися своих сил и возможностей.

6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности.

7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития.

8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.

9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.

2.1.3.3. Сравнение с классно-урочной системой обучения

У лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной[13]:

в учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности (для лекций однородные группы объединяются в потоки);

основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса;

все содержание обучения делится на отдельные дисциплины;

весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;

контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.

Различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала.

Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:

- изучение нового материала;

закрепление;

контроль знаний.

При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:

урок подачи нового материала(урок-лекция);

закрепление(урок-практикум, урок-консультация);

контроль знаний(урок-зачет).

2.2. Лекционно-семинарская система обучения в профессиональном образовании

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и других.

Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся - студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов.

В вузах России на лекции отводится 50-60% учебного времени по гуманитарным специальностям, 40-50% - по техническим и сельскохозяйственным специальностям.

Разновидностью лекционно-семинарской (курсовой) системы является предметно-курсовая система обучения, которая чаще всего применяется при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает такую организацию учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На основе этой системы организуется чаще всего высшее заочное образование, а также обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах.

2.2. Лекционно-семинарская система обучения в школе

Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.