3) Способствовать воспитанию навыков самообразования.
Оборудование: Личностно-ориентированный план учащегося, тест (приложение Б), ключ, памятки, учебник.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
I.Организационный этап
Приветствие. Эмоциональная настройка учащихся на работу. Пожелание успеха.
II. Создание ситуации успеха
а) На доске модели безударных окончаний Р.п. (на прошлом уроке это было задано на дом).
б) Учитель сообщает детям, что тоже приготовил модель и предлагает рассказать правило по ней.
а) Дети выбирают понравившуюся модель, автор выбранной модели рассказывает правило.
б) Рассказ правила еще раз, по модели учителя.
III. Выход на тему
1)Вопросы учителя классу:
а) Как вы думаете, над какой темой мы продолжаем работать сегодня на уроке?
б) Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания прилагательных? Посмотрите в план.
2) а) Определить, насколько хорошо мы знаем падежи, нам поможет тест. Проверь себя по ключу и поставь себе оценку. У кого 5,4 - молодцы. Кто не справился? Что не получилось?
б) Отметьте свое настрое-ние. Поставьте цель урока, сообщите соседу. Кто готов рассказать классу?
1)
а) Фронтальный опрос, чтение необходимых заданий по плану.
б) -Падеж,
-Определение рода прилагательного по существительному,
-Окончания прилагательных в Р.п. мужского и среднего рода.
а) Самопроверка
б) Цветограмма. Постановка цели урока.
IV. Работа по теме
а) Какие падежи на уроке главные?
б) Физминутка (Приложе-ние В)
в) Напомните друг другу как работать по плану.
г) Приступаем к заданию I уровня.
Проверяем. Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте оценку.
Кто поставил своему соседу «5»? Молодцы.
«4» - Какие проблемы?
«3» - Что не получилось? Что посоветуем?
«2» - Что не получилось? Какой совет можно дать?
д) Выполняем задания II уровня.
е) Проверь себя и поставь оценку.
У кого «5»?
Какая пословица понра-вилась? Почему?
ж) Кто успел выполнить задания III уровня? Вы становитесь консультанта-ми. Кто выполнил дополни-тельное задание - знаток.
а) Правописание в воздухе вопросов, окончаний Р.п. м. и ср. рода.
в) Фронтальный опрос
г) Работа по плану
Взаимопроверка
е) Самопроверка по образцу на доске.
ж) Чтение вслух заданий III уровня и дополнительных заданий.
V. Рефлексия
а) Выберите домашнее задание.
б) Довольны ли вы собой? Достигли ли вы цели?
Спасибо за урок.
Цветограмма
Желтый
Радость
Зеленый
Уверенность
Красный
Тревога
Свой выбор
2.3 Анализ эффективности использования технологии личностно-ориентированного обучения
Анализируя результаты эффективности применения в процессе преподавания технологии развивающего обучения, в экспериментальной и контрольной группе был проведен контрольный срез. Контрольный срез проводился после проведения серии развивающих уроков в 4 «А» классе, который был определен как экспериментальная группа, в 4 «Б» классе проводились традиционные уроки.
Контрольный срез был проведен в апреле 2008 года и показал следующие результаты. В 4 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 9 учащихся, оценку «4» - 11 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся. В 4 «Б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 8 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся, оценку «2» - 1 учащийся. Таким образом, результаты контрольного среза можно представить следующим образом: в 4 «А» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний - 80%; в 4 «Б» классе процент успеваемости составил 96%, процент качества знаний - 75%. (Таблица 3)
Таблица 3. Результаты контрольного среза
% успеваемости
% качества
4«А»
100
80
4 «Б»
96
75
На основании полученных результатов можно заключить следующее. В экспериментальной группе произошло повышение процента успеваемости на 8%, что позволило полностью исключить неуспеваемость, процент качества знаний увеличился на 16%, что является положительной динамикой.
При этом в контрольной группе произошло снижение процента успеваемости на 4% (что является нормой, т.к. 4% в количественном выражении соответствует 1ученику), при этом процент качества знаний увеличился на 4%, что также показывает положительную динамику, но по сравнению с экспериментальной группой является менее значимым результатом. Наглядно данные выводы представлены схемами 1и 2.
Схема 1. Сравнительный анализ результатов нулевого и контрольного срезов (успеваемость).
4 «А» 4 «Б»
Схема 2. Сравнительный анализ результатов нулевого и контрольного срезов (качество знаний).
Таким образом, в 4 «А» классе - экспериментальной группе наблюдается более высокий результат, чем в контрольной группе. Особо следует отметить, что при проведении нулевого среза учащиеся экспериментальной группы показали более низкие результаты.
Таким образом, можно заключить, что применение технологии личностно-ориентированного обучения позволило существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.
В процессе экспериментального исследования были реализованы следующие задачи:
1)осуществлен учет показателей успеваемости в процессе обучения;
2)раскрыты основные компоненты личностно-ориентированной технологии обучения;
3)произведено отслеживание успеваемость учащихся;
4)сформулированы основные условия, которым должна отвечать личностно-ориентированная технология обучения, в целом направленная на обеспечение качества образования.
В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, личностно-ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.
В процессе осуществления развивающего обучения урок должен иметь чёткую систему целеполагания. На каждом уроке учителю необходимо выделяется три группы целей: образовательные, развивающие и обучающие.
Методический аппарат, используемый на уроках, ориентирован на активные формы обучения и предполагает наличие вопросов и заданий нескольких уровней сложности, нацеленные на работу с документами, иллюстрациями, картами, таблицами, графиками, историческим словарём, историческим текстом и др.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели существующие концепции содержания образования и убедились, что наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является модель адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом. Эта концепция содержания образования базируется на следующих принципах:
a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования;
б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
в) принципе структурного единства.
Эта модель содержания образования носит проекти-рующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.
Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997, С. - 135
2 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. С. - 56
3 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. С. - 59
4 Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов - на - Дону, 1997. С - 126
5 Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов - на - Дону, 1997. С - 128
6 Э. Стоунс. Психопедагогика. - Москва, 1992. - С. 95
7 Э. Стоунс. Психопедагогика. - Москва, 1992. - С. 95
8 Л. С. Выготский. Педагогическая психология , т.5. - М, 1982, С.- 135
9 Л. С. Выготский. Педагогическая психология , т.5. - М, 1982, С.- 137
10 И. С. Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. - М: «Сентябрь», 2000г.
11 И. С. Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. - М: «Сентябрь», 2000г
12 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .- М.: Народное образование, 1998. С. - 185
13 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .- М.: Народное образование, 1998. С. - 186
14 Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №1. - С. 58 - 62.
15 Хрестоматия по психологии. Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. - С.70.
16 Ушакова Н.М. Психолого-педагогическая теория «Содержание образования-технологии»: основные постулаты. // “Образовательно-инновационная и социокультурная политика в Казахстане и сопредельных территориях: опыт, проблемы и перспективы”// Материалы Международной научно-практической конференции. - Астана. - 2005. - С. 58 -60.
17 Н. П. Локалова. Психологическое развитие как составляющая образования // Педагогика. - 2002. - № 7.
18 О. В. Соловьёва. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. - 2003. - № 3.
19 R. Feuerstein. Piagetian theory // Encyclopaedia of education, 1991.
20 Куманев А.А. Раздумья о будущем. - М., 1989
21 Демократизация личности: Отчет о второй встрече учителей-экспериментаторов // Учительская газета. - 17 окт. - 1987.
Приложение А
(обязательное)
Личностно-ориентированный план учащегося.
Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Родительном падеже. Урок № 2
Что необхо-димо знать и уметь
Задания I уровня
Задания II уровня
Задания III уровня
Дополни-тель-ное зада-ние
Оценка
1.Опре-делять род.
2. Опре-делять падеж.
3.Безу-дарные оконча-ния при-лагатель-ных м. и ср. рода в Род.п.
4. Тест
Спишите, вставляя дан-ные в скобках слова в Род.п.
С (высокое) здания, до (со-седний) дома, у (весенний) ручья, около (правый) бе-рега, с (ясное) неба, до (но-вый) города, до (дальнее) озера, без (ал-мазное) коль-ца.
Д/з
С (раннее) утра до (позд-ний) вечера, от (зимний) морозца, у (темный) (ле-дяной) поля, лучи (яркий) (весенний) солнца.
Напишите пропущенные прилагатель-ные.
До …его Кремля, для …ого дела, от …его дождя, от …ого ми-нистра, с …ого писате-ля, с …его севера.
Поставьте данные слово-сочетания в Род.п. Выде-лите оконча-ния прилага-тельных.
Тёплое тече-ние, Ледови-тый океан, ве-чернее солнце, снежный пе-ревал, север-ный ветер, по-лярное сия-ние, южное лето.
Образуйте од-нокоренные име-на прилагател-ьные. Подбеоите подходящие по смыслу имена су-ществительные м.р. и ср.р. за-пишите данные словосочетания в Род.п.
Тень, скала, ак-куратность, ширь, зелень, смола.
Спиши, определи род, чи-ло, па-деж прилага-тельных. Выдели окончания.
От худ… с…ме-ни не жди добр… племени. Нов… друга же-лай, стар… не за-бывай. Не ж…лей сил для полез… дела. На смел… собака лает, а труслив… кусает.
Пос-тавь слово-соче-тание в Род.п. ед.ч. и сочини сказку.
Синий цветок.
Приложение Б
Тест.
1. Сколько всего падежей в русском языке?
А) 5
Б) 6
В) 7
2. Определи падеж прилагательного из открытого окна
А) Родительный падеж
Б) Дательный падеж
В) Предложный падеж
3. Укажи вопросы Родительного падежа.
А) кого? что?
Б) кто? что?
В) кого? чего?
4. Найди существительное в Родительном падеже.
А) сестра
Б) сестрой
В) сестры
5. Укажи окончания прилагательных м.р. и ср. р. В Родительном падеже.
А) -ого, -его
Б) -ой, -ей
В) -ым, -им
Ключ.
1. - в
2. - а
3. - в
4. - в
5. - а
Приложение В
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Страницы: 1, 2, 3, 4