Ниже, на примере урока учителя начальных классов МОУ «СОШ №5» Бутенко Е.Э., мы проанализируем каждый из названных аспектов (см. Приложение А).
Психолого-дидактические характеристики урока
Технологические показатели
Данный признак на уроке был выражен ярко
Данный признак на уроке был выражен слабо
Данный признак на уроке отсутствовал
Организационно-деятельный аспект урока
1.Ориентация на формирование деятельности (а не на подачу информации)
Постановка на уроке учебной задачи
+
Освоение на уроке учебных действий
Знакомство ученика с рациональными способами усвоения материала
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, результатов, контролю за процессом деятельности
2. Обеспечение развивающего потенциала урока
Использование сюжетно-ролевых игр
Постановка и организация проблемных вопросов и ситуаций
Преобладание на уроке учебных заданий творческого характера
Использование диагностических заданий, ориентированных на изучение личностного развития учеников
Использование нетрадиционных форм урока
3. Реализация индивидуального подхода
Использование приёмов дифференциации
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы
Обеспечение вариантности
Создание ситуации успеха
Создание условий для субъектной позиции учеников
1.Актуализация и обогащение субъектного опыта ученика
Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников
Создание ситуации нравственного выбора
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательных задач
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности
Организация исследовательской деятельности на уроке (поручение исследовательских заданий на дом)
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос
Выявление мнения учащихся об уроке
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе
Проявление личностно-ориентированной позиции педагога
1. Проявление ценностного отношения к личности учащихся
Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания каждого ученика
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого ученика в урочной деятельности
2. Реализация учителем новых педагогических функций
Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)
Учитель как исследователь (исследовательская функция)
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)
Обеспечение личностных взаимоотношений между участниками учебного процесса
1. Организация партнерского общения в ходе учебного взаимодействия
Приоритет диалоговых форм общения
Организация сотрудничества учеников между собой
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке
Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя
Внимание к ученику и его проблемам
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися
Стимулирование положительных эмоций во время урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
Это доказывает работа, которую мы провели по изучению того, как развивалась «личностная компонента» образования. Об этом мы рассказываем в первом разделе курсовой работы.
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы - одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
- личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;
- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
Во втором разделе мы проанализировали урок учителя начальных классов Бутенко Е.Э. и пришли к выводу, что личностно-ориентированный подход в массовой школе, работающей в традиционной системе обучения не утопия, а реальность.
По нашему мнению, наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стиму- лирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
- накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Информационная база урока становится при этом подлинно развивающей. (Якиманская 1996)
Цель работы - выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе - достигнута.
Задачи, поставленные в работе, решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика1989. 192 с.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. - с. 60-64.
Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.
Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. - с. 5-21.
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Изд-воФакел, 1996. 512 с.
Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып.3. / Под ред. И.Г. Остроумова - Саратов
Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. - 125-127.
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4