Рефераты. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

p align="left">Особенности личностного подхода просматриваются на уроке в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Ниже, на примере урока учителя начальных классов МОУ «СОШ №5» Бутенко Е.Э., мы проанализируем каждый из названных аспектов (см. Приложение А).

Психолого-дидактические характеристики урока

Технологические показатели

Данный признак на уроке был выражен ярко

Данный признак на уроке был выражен слабо

Данный признак на уроке отсутствовал

Организационно-деятельный аспект урока

1.Ориентация на формирование деятельности (а не на подачу информации)

Постановка на уроке учебной задачи

+

Освоение на уроке учебных действий

+

Знакомство ученика с рациональными способами усвоения материала

+

Обучение учеников рефлексии, оценке действий, результатов, контролю за процессом деятельности

+

2. Обеспечение развивающего потенциала урока

Использование сюжетно-ролевых игр

+

Постановка и организация проблемных вопросов и ситуаций

+

Преобладание на уроке учебных заданий творческого характера

+

Использование диагностических заданий, ориентированных на изучение личностного развития учеников

+

Использование нетрадиционных форм урока

+

3. Реализация индивидуального подхода

Использование приёмов дифференциации

+

Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы

+

Обеспечение вариантности

+

Создание ситуации успеха

+

Создание условий для субъектной позиции учеников

1.Актуализация и обогащение субъектного опыта ученика

Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников

+

Создание ситуации нравственного выбора

+

Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательных задач

+

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

+

2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности

Организация исследовательской деятельности на уроке (поручение исследовательских заданий на дом)

+

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос

+

Выявление мнения учащихся об уроке

+

Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы

+

Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе

+

Проявление личностно-ориентированной позиции педагога

1. Проявление ценностного отношения к личности учащихся

Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания каждого ученика

+

«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него

+

Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого ученика в урочной деятельности

+

2. Реализация учителем новых педагогических функций

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

+

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

+

Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)

+

Обеспечение личностных взаимоотношений между участниками учебного процесса

1. Организация партнерского общения в ходе учебного взаимодействия

Приоритет диалоговых форм общения

+

Организация сотрудничества учеников между собой

+

Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики

+

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя

+

Внимание к ученику и его проблемам

+

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

+

Стимулирование положительных эмоций во время урока

+

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Это доказывает работа, которую мы провели по изучению того, как развивалась «личностная компонента» образования. Об этом мы рассказываем в первом разделе курсовой работы.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы - одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

- личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;

- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Во втором разделе мы проанализировали урок учителя начальных классов Бутенко Е.Э. и пришли к выводу, что личностно-ориентированный подход в массовой школе, работающей в традиционной системе обучения не утопия, а реальность.

По нашему мнению, наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:

- использование субъектного опыта ребенка;

- предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стиму- лирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

- накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Информационная база урока становится при этом подлинно развивающей. (Якиманская 1996)

Цель работы - выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе - достигнута.

Задачи, поставленные в работе, решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика1989. 192 с.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. - с. 60-64.

Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.

Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.

Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. - с. 5-21.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Изд-воФакел, 1996. 512 с.

Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып.3. / Под ред. И.Г. Остроумова - Саратов

Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. - 125-127.

Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.