У трёх детей нарушена подвижность мышц мягкого неба, т.к. у детей наблюдалась утечка воздушной струи через носовые ходы.
В связи с тем, что многие дети, даже с помощью экспериментатора не смогли выполнить данное упражнение, им было предложено более простое задание на работу мышц мягкого нёба.
Мы попросили произнести гласную а на твердой атаке несколько раз.
Все дети справились с этим заданием без особых затруднений.
Серия III «Исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте»
1. «Беседа»
Первоначально тембры голоса определялись в процессе беседы с детьми:
Ответы детей анализировались с учетом наличия ими отсутствия огрубленности, осиплости, истощаемости голоса, полетности, звонкости, плавности, в соответствии со следующими критериями:
1 уровень ( 0 баллов) - ярко выраженная огрубленность, охриплость голоса;
2 уровень (1 балл) - присутствие слово выраженных признаков огрубления, сиплости, хрипоты голоса;
2. «Теремок»
Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.
Организация исследования: детям прелагалось прослушать сказку и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных. Отличились способностью изменять голос от самого высокого до самого низкого.
Критерии оценки:
0 баллов ( 1 уровень) - неспособность изменять голос
1 балл (2 уровень) - способность говорить только низким или только высоким голосом.
2 балла (3 уровень) - способность изменить голос от самого низкого до самого высокого
Так как занятия с детьми проводились фронтально, было предложено пересказать сказку по ролям, постепенно меняясь ролями, для этого детям и выдавались картинки с тем животным, голос которого он должен был имитировать.
После этого обследования можно сделать вывод, что нарушение тембра голоса, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием у всех детей группы действительно существует, оно обусловлено дисфункцией гортани и дисгармоничностью артикуляционного аппарата. Трое детей не смогли дифференцировать голоса мышки зайца и лисы, как высокие и наоборот волка и медведя, как более низкие.
3. «Медведь и ёлка».
Цель. Исследование, умения изменять голос по высоте говорить нормальным и низким голосом передавать коммуникационный тип предложения (повествовательное, вопросительное).
Оборудование. Картинки с изображением волка и медведя. Аудиозапись с диалогом.
Организация исследования. Экспериментатор выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко. Лучше принесу.
Произнося, этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять силу голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
Таблица 2.3
Результат исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте
Задания
Количество детей
2
3
Итого
Кирилко Лена
0
1
Буреева Ира
0,5
Возмолов Артем
1,5
Анфалов Максим
Былков Костя
Паздникова Наташа
Арбетмон Света
Дпиа Родион
По результатом данной таблице видно, что преобладает низкий уровень , высокого уровня нет.
Дети справились с целью этого задания неплохо, но все дети забывали слова т. к диалог им мало знаком. У всех детей наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения и нарушение формирования интонационной структуры предложения. У одного ребёнка постоянно менялся тембр от низкого к высокому, быстро истощалась голосовая функция. Голос слабый, назализованный, иногда хриплый, немодулированный. Во время работы с этим ребёнком, наблюдалась повышенная саливация. Дыхание поверхностное, учащенное, быстро истощаемое в процессе речи.
Серия IV «Исследование силы голоса»
1. «Вьюга»
Цель. Особенности исследования силы голоса и речевого дыхания. Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».
Организация исследования. Экспериментатор показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу логопеда «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания, заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.[9].
Исследования голоса проходила, также в игровой форме. Дети должны были рассказать стихотворения
2. « Идет бычок качается»
Для этого им давалась следующая инструкция: расскажи стихотворения слоненку, а теперь расскажи это же стихотворения, но представь, что ты находишься в комнате, где спит мама, чтоб ее не разбудить расскажи его тихо. Теперь расскажи громко, как будто ты выступаешь на сцене и тебе нужно говорить громко. Мы оценивали способность ребенка изменять ему голоса в соответствии с ситуацией.
Данное задание дети выполнили, спираясь на словесную инструкцию, но если ребенок затруднился, то добавлялся образец.
Оценивание осуществляем с учетом следующих критерий:
1баллов (1 уровень) - не способность изменять голос по силе;
2 балл (2 уровень) - способность говорить только тихим или только высоким голосом;
3 балла (3 уровень) - способность изменять голос от тихого к громкому.
Задание
Дети
Из таблице видно, что все дети находятся на среднем уровне, один ребенок на низком уровне.
Все дети справились с заданием без осложнений. Что касается речевого дыхания, у детей с нормальной голосовой функцией дыхание ровное, выдох длительный, сильный. У детей отмечается дыхание поверхностное, учащенное у трех детей нет дифференциации ротового и носового дыхания. Выдох короткий, слабый, быстрое истощение выдоха в процессе речи.
2.2. Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей детей четырех летнего возраста.
Таким образом, в коррекционной работе по устранению нарушения голоса были задействованы 4 детей, которых целесообразно было разделить на две группы:
Цель:
1. Провести коррекционную работу с детьми у которых имеется нарушения голоса.
2. Провести корреционную работу с детьми у которых имеется звукопроизношения.
На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах ( в слогах, словах, предложениях ) ребёнок мог произносить правильно звук.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать педагогическую технологию коррекции выявленных нарушений голоса.
2. Провести сравнительный анализ детей с нормальным и нарушенным голосом.
3. Провести количественный и качественный анализ данной работы.
Для решения поставленных задач нами были подобранны методики, описанные в работах Алмазовой, Бурдянской, Вильсона, Ермаковой, Селиверстов, Новиковой, Волковой, Лалаевой, Максакова.
С детьми по звукопроизношению мы начали работать, когда он находился на находящимся на этапе постановки звука с]. С этой целью детям предложили следующие упражнения.
Например: Родион, Костя и Максим. находящимся на этапе постановки звука с, были предложены следующие задания:
- артикуляционная гимнастика
С целью выработки длительной, направленной воздушной струи было использовано упражнение «Загони мяч в ворота». Детям предлагалось вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Обращалось внимание на то, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого их можно было слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9