Рефераты. Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт

74

2

Выпускная квалификационная работа

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт

Содержание.

Введение.

Глава 1. Особенности речи при острых нарушениях мозгового кровообращения

1.1. Речевые нарушения у больных перенесших инсульт

1. 2. Виды афазии

1.3. Дизартрия как следствие инсульта

1.4. Нарушение темпа речи виде полтерн, у больных после инсульта

Глава 2. Состояние речи больных, перенесших инсульт.

2.1. Задачи, организация и методика проведения исследования

2.2. Анализ результатов исследования

Глава 3. Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт.

3.1. Основные направления логопедической работы с больными экспериментальной группы

3.2. Приёмы восстановительного обучения, используемые в ходе

эксперимента

3.3. Обсуждение результатов экспериментального обучения

Заключение

Библиография.

Приложение

Введение.

Актуальность. Нарушения мозгового кровообращения нередко оставляют дефекты, приводящие больных к инвалидности -- спастические парезы, нарушения координации, афазии. Преодоление этих дефектов и реабилитация таких больных представляют известные трудности и требуют упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных.

Речь -- комплексная функция головного мозга является главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении, так называемых, речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доми-нантного полушария. Афазии обычно связаны с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями высших кор-ковых функций (А. Р. Лурия, 1947, 1968, 1973).

Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии сосудистого происхождения зависят от комплек-са клинических факторов, таких как: тяжесть и распространенность основного заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализация и размеры очага повреждения, соотношение деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, от состояния не пострадавших отделов мозга. Последние, в том числе противоположное полушарие (правое), принимает участие в компенсации нарушенных функций (Е. В. Шмидт, 1954; Р. Я. Ткачев, 1955, 1961; И. М. Тонконогий, 1968; Л. Г. Столярова, 1973).

Цель выпускной квалификационной работы: определить пути логопедического воздействия по восстановлению нарушенных функций речи у пациентов при острых нарушениях мозгового кровообращения.

Гипотеза: содержание восстановительной работы у больных с острым нарушением мозгового кровообращения определяется локализацией и тяжестью поражения головного мозга.

Объект: особенности речи больных с поражением различных отделов головного мозга.

Предмет: содержание восстановительной работы в зависимости от локализации поражения головного мозга.

Исходя из цели выдвинутой нами гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую, медицинскую литературу по данной проблеме и обобщить сведения по данной теме.

2. Охарактеризовать состояние устной и письменной стороны речи у больных перенесших острые нарушения мозгового кровообращения.

3. Наметить пути коррекционно-восстановительного обучения больных и проанализировать результаты восстановительного обучения.

Практическая значимость: результаты данной выпускной квалификационной работы будут интересны логопедам, неврологам, работающим с данной категорией больных, а также родственникам пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения и страдающих афазией.

Методы исследования:

1.Теоретический: анализ педагогической, психологической, медицинской, специальной литературы.

2.Социолого-педагогический: (изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией больных).

3.Экспериментальный метод (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

4.Статистический метод (количественная и качественная обработка данных).

Организация исследования. Данная работа проводилась на базе неврологического отделения ГУЗ РКДЦ МЗ УР.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей в себя 57 источника и приложения.

Глава 1. Особенности речи при острых нарушениях мозгового кровообращения.

1.1. Речевые нарушения у больных, перенесших инсульт.

Различают две основных разновидности мозгового инсульта: геморрагический и ишемический. Для геморрагического инсульта характерны такие кровоизлияния как паренхиматозное, кровоизлияние в мозговой ствол, кровоизлияние в полушарии мозжечка, субарахноидальные кровоизлияния, внутрижелудочковые кровоизлияния. Наиболее часто отмечаются при инсультах гемипарез или гемиплегия, гемигипестезия или гемианестезия. Обширные кровоизлияния обуславливают расстройство речи (афазия), гнозиса и праксиса, гемианопсию и т.д.

Расстройство речи, письма и чтения, нарушение счета, оптического (зрительного) и акустического (слухового) гнозиса, сложных видов праксиса, закономерностей поведения могут не только служить показателями нарушений деятельности мозга, но и указывать на место его повреждения, т.е. приобретают топическое значение.

Речь возникла как средство общения, коммуникации, и поэтому для реализации этой ее функции необходимо наличие минимум двух субъектов - говорящего и слушающего. Речь говорящего - экспрессивная речь - начинается с мотива высказывания, общей мысли, которая с помощью внутренней речи «кодируется» в речевые схемы, превращающиеся в развернутую речь по определенным законам грамматики. Речь слушающего - импрессивная речь - это восприятие чужой речи, декодирование ее, выделение существенных элементов, сокращения их до некоторой речевой схемы, превращаемой затем при помощи «внутренней речи» в общую мысль, высказывание с соответствующим смыслом. Функциональная система речи объединяет различные отделы больших полушарий мозга. Единого «центра речи» не существует. В основном корковое представительство функциональной речевой системы связано с заднелобными, височными и теменными областями коры, т.е. с цитоархитектоническими полями. Именно при поражении этих участков и возникают речевые нарушения. Различные звенья сложной функциональной системы, обеспечивают выполнение различных функций, в сложной деятельности этой системы и поэтому поражение различных ее отделов при органических поражениях проявляется различными клиническими симптомами.

1. 2. Виды афазии.

Афазия (от греч. фазис- речь, а - отрицание) называется нарушение речевой деятельности, возникающее при органических поражениях левого (у правшей) полушария, не связанное с двигательными дефектами речевой мускулатуры или нарушениями элементарного слуха. [19]

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи). Величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве, реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения. Нарушение активной речи, называются моторной афазией, нарушения понимания речи - сенсорной афазией. Впервые попытка объяснить моторную афазию была сделана в 1861 г. выдающимся французским анатомом и антропологом П.Брока. Французский врач продемонстрировал мозг больного афазией с обширным размягчением в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария (корковых полях 44 и 45 современного обозначения). Врач считал, что получил доказательство локализации центра устной речи в лобных отделах мозга.

В 1874г. Вернике описал 10 больных с поражением височных отделов коры головного мозга слева с нарушениями речи и своеобразными расстройствами экспрессивной речи, письма и чтения. [21]

А.Р.Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей). [7]

При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т.е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т.д. АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с инсультом или травмой.

При сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова может быть “воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит: “Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико - гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из - за чего возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов, словосочетаний, что получило название “жаргонофазии” или “речевой окрошки”.[7,32 ]

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 - 2 месяцев, постепенно уступая место логорее с выраженным аграматизмом. В исследовании номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст. Например, при назывании яблока произносится: “ ну. Как же… я отлично знаю, что это груша , не груша ,…а кисленькое яблоко” и т п.

При чтении появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазией.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.