Рефераты. Мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы

сть, однако, различные подходы и методические рекомендации по составлению планов внеклассной воспитательной работы. С научной точки зрения при их разработке необходимо исходить из сущности процесса воспитания и теоретических подходов к его осуществлению. Укажем в данном случае на несколько ключевых положений [2;6].

Во-первых, воспитание и развитие личности происходит только в процессе ее активного участия б разнообразных видах деятельности, которые и нужно предусматривать в планах воспитательной работы.

Во-вторых, воспитание должно направляться на всестороннее и гармоническое развитие учащихся, что также отражается при планировании воспитательной работы.

И, наконец, в-третьих, процесс воспитания должен включать в себя два взаимосвязанных направления: первое должно способствовать решению задач всестороннего развития учащихся, т.е. их умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию; второе направление должно быть связано с решением тех или иных ведущих воспитательных задач по преодолению недочетов в поведении и личностном формировании учащихся.

Сама технология составления плана внеклассной воспитательной работы включает в себя следующие методические этапы:

-- вначале анализируется состояние учебной работы, поведения и уровня воспитанности учащихся и на этой основе определяется общая направленность предстоящей воспитательной работы и одна-две ведущие воспитательные задачи, связанные с преодолением имеющихся в классе недостатков и дальнейшим развитием учащихся. Все эти вопросы составляют содержание первого раздела плана "Характеристика особенностей класса и важнейшие задачи воспитательной работы на предстоящую учебную четверть или полугодие";

-- затем разрабатываются система и разнообразные формы внеклассной воспитательной работы по всестороннему развитию учащихся, охватывающие познавательную, гражданско-патриотическую, трудовую, нравственную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

-- на следующем этапе разрабатываются формы и виды внеклассной работы с учащимися по решению ведущих воспитательных задач;

-- далее в плане предусматриваются виды работ по объединению педагогических усилий классного руководителя, учителей и родителей в решении поставленных воспитательных задач;

-- на заключительном этапе план оформляется и определяется порядок проведения намеченных видов внеклассной работы в той хронологической последовательности, в которой наиболее целесообразно их осуществлять [2;6;9;10].

Глава II Эмпирические исследования деятельности классных руководителей

2.1 Исследования классных руководителей

Для выявления приоритетных направлений деятельности, а также путей повышения мастерства, был проведен опрос классных руководителей, работающих в городских общеобразовательных школах [8].

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка (в нашем исследовании это отметил 41% классных руководителей). Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса (53% ответов), созданию положительного психологического климата в классе (82%), развитию детского самоуправления (65%), созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими (92%), включению учащихся в систему реальных социальных отношений (79%).

Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями. Первый тип -- социальные задачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности (92% ответов).

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические (88% ответов). Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом -- определить ту меру знаний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики (22% ответов).

Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах (83% ответов).

Четвертая группа -- задачи процессуального характера (65% ответов). К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Классные руководители, принявшие участие в нашем исследовании в ярославском и костромском регионах, говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными, и для многих детей, особенно из малообепеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.

2.2 Исследования школьников

Эмпирическое исследование [3], проведенное нами с подростками 5 - 9 классов, позволило получить факты, указывающие на некоторые особенности поведения классного руководителя. Общая идея исследования - классный руководитель глазами современного школьника. В эксперименте принимали участие учащиеся 5 - 9 классов. В качестве инструментов исследования были: методика незаконченных предложений «Классный руководитель - это …», анкета, предполагающая выбор ответов, методика ассоциаций. Всего в исследовании приняло участие 136 школьников.

Анализ суждений подростков позволяет отметить некоторые тенденции.

Первая. Классный руководитель для всех подростков является значимым лицом, основная роль которого - создавать условия психологической безопасности в классе. Наиболее убедительно это прозвучало в ответе пятиклассника: «Классный руководитель нужен, чтобы не было никакой беды». В 9-ом классе основной признается ролевая позиция руководителя, организатора, о чем свидетельствуют следующие высказывания: «Если за нами никто не будет следить, то мы скатимся с горы и будем в самом низу»; «Без классного руководителя класс потеряет управление»; «Коллективу необходим умный и опытный руководитель»; «Смотрит за отношениями в классе и может помочь по школьным вопросам»; «без классного руководителя класс бы не сохранился».

В некоторых классах отмечается важность классного руководителя как помощника в учебных делах, как эксперта.

Такие ролевые позиции, как «умелец», «фасилитатор», «старший друг», видимо, не получают реализации, что следует из советов школьников классному руководителю. «Он должен дружить, а не руководить»; «он должен стать нам верным другом» и т.п.

Вторая. Очевидно, что для большинства подростков значимость личности классного руководителя определяется, прежде всего, его способностью вносить ценностный вклад относительно группы как целого, создавать «развивающий» климат в классе, строить «помогающие» отношения, заботиться об успехах и самореализации школьников. Следствием этого выступает чувство удовлетворенности подростков различными аспектами жизни класса, ощущение полноты и содержательности жизни в школе, чувство уверенности в себе и ощущение самоценности. Третья. Компетентность классного руководителя как опыт, обеспечивающий эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми, позволяющий принимать эффективные решения в конкретной ситуации, принимается подростками как важнейшая ценность и характеристика его поведения.

Показательны в этом отношения суждения школьников «от противного»: «вместо того, чтобы вызывать мам двоечников, в наказание отправлять их с урока домой» (5 класс); «не закрывать глаза на проблемы» (8 класс); «нужно быть готовым к неожиданным ситуациям со стороны учеников» (8 класс). Актуальными средствами решения классным руководителем профессиональных проблем подростки считают «знание своего предмета», юмор и внешний вид (современный стиль одежды).

Четвертая. Педагогический такт - составляющая поведения классного руководителя - выступает механизмом реализации воспитательной функции. Педагогический такт мы рассматриваем как понимание и принятие педагогом самобытности развивающегося человека, отношение, соразмерное его возрастным и личностным возможностям, согласованное с его субъективным опытом.

Тактичность педагога обеспечивает баланс социализации и индивидуализации в образовательном процессе, индивидуальное корректирование личностного развития, инициирует индивидуальное проявление личностного «Я» и его достойного утверждения в микросреде класса.

На это указывают суждения и пожелания подростков классному руководителю: «поменьше орать», «не высмеивать учеников», «не кричать на детей», «он не должен быть безучастным», «не выживать из класса учеников, которые ему не нравятся», «справедливо относиться к ученикам», «получше относиться к некоторым субъектам из класса», «не критиковать учеников при множестве учеников», «не надо орать на детей, с криком они еще больше начинают ненавидеть вас», «понимать учеников и принимать их, как они есть».

2.3 Анализ результатов исследования

На основе полученных фактов, а также анализа материалов анкетирования 18 классных руководителей школ города нами предложена эмпирическая классификация стилей поведения классного руководителя. Стиль поведения мы рассматриваем как индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов взаимодействия педагога с воспитанниками с целью эффективного и качественного решения образовательных задач [3;8].

Определяющими измерениями (основаниями) поведения педагога являются такт и коммуникативная направленность. Понятием «коммуникативная направленность» обозначается система доминирующих способов обмена ценностями, действиями, умениями и навыками и стратегий психологического воздействия на партнера. Мы использовали имеющиеся в литературе описания коммуникативной направленности (С.Л. Братченко). Педагогический такт и коммуникативная направленность педагога являются объективацией его ценностно-смысловых установок и ориентаций, составляющих мотивационную основу профессионального поведения.

В соответствии с названными основаниями можно выделить следующие стили поведения классного руководителя.

Контструктивно-помогающий стиль поведения характеризуется диалогической коммуникативной направленностью, доминированием ценностей принятия и понимания ребенка, уважения его прав, ориентация на сотрудничество. Такое поведение означает предоставление свободы самореализации и передачу ответственности за принятие решений подростку, способность к глубинному контакту, «эмпатическому пониманию», осторожное отношение к оценкам и оценочным суждениям.

Авторитарный стиль. Такой педагог не ориентируется на «среднеарифметического» школьника, «не обременяет себя» обращением и пониманием индивидуальности; стереотипен в установках, оценках и способах решения проблем; избирателен и субъективен. Ведущий способ регулирования отношений - оценивание всего и всех, различные «санкции». Доминирующие ценности - ценности самоутверждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.