Рефераты. Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

p align="left">Эволюция жизни человека определяется генотипическими (через структуры ДНК и РНК) и фенотипическими, или приобретенными (в том числе, воспитанными) в связях с окружающей средой особенностями, которые, в свою очередь, тоже передаются потомкам. Достаточно объяснимо и воспринимаемо влияние через связи с окружающей средой на фенотипические качества человека, их преображение. Однако сегодня учеными доказано (исследования сотрудников Института квантовой генетики под руководством доктора биологических наук П. Горяева) чувствительность к речи и чувствам структур ДНК (подобно чувствительности к радиоактивному излучению) Поскольку общеизвестна сила влияния слова, особенно в педагогической работе, возникает возможность создавать конструктивные условия даже для восстановления поврежденных структур ДНК.

Современное гуманистическое представление о целостном человеке предполагает его рассмотрение в целостном системном триединстве: физического тела, души и духа, если следовать терминологии, принятой в христианской традиции и используемой сегодня в холистической медицине (Е. Кучис, А.И. Субетто и др.) или биологической (природной), культурной (социальной) и экзистенциальной (духовной) сущности -- в тер минах антропоцентрической педагогики (ОС. Газман, Л.К. Рахлевская и др.).

С этими представлениями перекликается представление с позиций современной философии образования о культуре как торжестве Разума, Эмоций и Веры (В.А. Разумный), порождающем человеческую способность создавать и познавать духовные ценности, главной из которых является ценность человеческой индивидуальности, неповторимости (ВЭ. Вульфов, АМ. Лузина и др.).

Но еще итальянскими гуманистами особо выделялась задача ревностного изучения всего, что составляет целостность человеческого духа. Век 20 все более, особенно настойчиво на рубеже с 21 веком, обнаруживал логику выделения духовной, собственно человеческой сущности человека.

Эта же логика прослеживается в распространении реабилитационно-педагогических подходов к образовательной работе с «проблемными» «особенными» детьми. Для развития реабилитационной педагогики в общеобразовательном контексте как отражения объективной тенденции особое значение представляет сущность собственно педагогической реабилитации с ее доминантой на «душевно-духовном» аспекте в рассмотрении проблем человека, трактуемом с позиций становления и развития его субъективности и не отождествляемом с сугубо религиозной трактовкой человеческой духовности.

Педагогическая реабилитация как процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка (его индивидуальности) и активной способности к саморазвитию создает условия для дальнейшего нормального, т.е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Основой для такого подхода послужили:

- Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс), дающая феноменологические ориентиры субъектоцентризма, с ее представлениями о роли самовосприятия личности;

- Антропософия Р. Штайнера с ориентацией на бережное разворачивание духовной жизни личности и ориентированная на духовность и развитие творческих способностей (аналогичную позицию находим и у других мыслителей);

- Духовная психология, развивавшая в теоретической психологии конца 20 века вектор в направлении от исследования психофизиологического полюса как основы личности, социокультурной ипостаси человека, к другому полюсу, находящемуся на стыке душевной жизни человека и его духовного бытия, к исследованию становления субъективного духа человека в ходе его жизни (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, ВИ. Слободчиков и др.).

Однако хорошо известная мысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, обращает нас к современному концептуальному знанию о здоровье человека, начиная от физического и завершая остальными его аспектами, соответствующими триединой природе человека.

2. Концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской

Одна из важнейших для реабилитационной педагогики новая концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской, была создана на широкой междисциплинарной основе после открытия ею в конце 20 столетия медленного системного процесса, названного ЭНЭИд -- эмбриогенетический нейроэндокринный иммунный дефицит. Это медленный процесс, отрицательно сказывающийся на функционировании основных регуляторных систем (нервной, эндокринной и иммунной) в основе которого лежит внутриутробное инфицирование программы развития будущего человека, в первую очередь, вирусами респираторной группы.

В результате нарушаются функции древнейшей биоэнергоинформационной защитно-приспособительной системы, морфологическим субстратом которой является соединительная ткань. Концевые биологические активные терминами системы (биологические активные точки на поверхности кожи) осуществляют обмен информацией между внутренней и внешней средой на биорезонансной основе.

ЭНЭИД особенно ускоряет свое развитие в человеческой популяции в последнее десятилетие, а признаки ЭНЭИд, передаваясь по наследству, проявляются в каждом последующем поколении на 10--25 лет раньше. Скорость и направление его развития зависит от экологических условий и образа жизни человека и его семьи. В первых поколениях он определяет скорость процессов старения, сокращая жизнь. По мере накопления нарушений в последующих поколениях им определяется тяжесть, характер, направленность, скорость течения различной патологии человека: фарингит, ларингит, тонзиллит, детский церебральный паралич, рассеянный склероз.

Таким образом, объясняется известный факт, что каждое новое поколение имеет склонность к тем болезням, которые есть у их родителей, плюс новые, вызванные, как теперь понятно, не только дальнейшим ухудшением генетического аппарата и внешних неблагоприятных факторов.

ЭНЭИд возникает в организме плода в период внутриутробного его развития и ведет к нарушению своевременности в этапности развития отдельных структур, органов, нарушая формирование важнейших защитных и регуляторных систем. Это приводит к изменению основы духовного, психического и физического здоровья, снижает творческий потенциал будущего человека, нарушает его связи с окружающим миром.

ЭНЭИД влияет на психоэмоциональные особенности человека (интеллект, тип высшей нервной деятельности, характерологические особенности, поведенческие реакции). Являясь первичным иммунодефицитом, ЭНЭИд лежит в основе и предшествует всем вторичным иммунодефицитам: экологическим, энергетическим, специфическим (СПИД).

Участившиеся во всем мире болезни с невыясненным происхождением, появление невирусного СПИДа, «вируса усталости» кажутся разнородными явлениями. Тем не менее, исследования сотрудников лаборатории «Диагностика, прогнозирование и профилактика ЭНЭИДа» Московской медицинской академии имени ИМ. Сеченова в последующий после открытия периода доказали, что именно ЭНЭИД дает им объяснение. Аналогично обстоит и с многообразными проявлениями школьной дезадаптации, которая проявляется в функциональных расстройствах различных систем организма, снижении его сопротивляемости к различным болезням, а главное сказывается на обучении, т.к. формирует мозговые дисфункции.

Под влиянием хронических очагов инфекции возникают различные функциональные нарушения работы ветвей черепно-мозговых нервов, иннервирующих мышцы лица, глаз, ушей, носа, языка и т. д., что приводит к появлению стойких патологических очагов в структурах головного и спинного мозга и нарушениям функции нервной, эндокринной и иммунной систем. Одновременное нарушение функции кожно-мышечных ветвей этих нервов легко обнаружить самому человеку, на чем основывается возможность самодиагностики и, что гораздо важнее, самовосстановления здоровья всех участников образовательного процесса, а для педагога -- сознательного включения в работу по восстановлению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Нормализация работы ветвей черепно-мозговых нервов приводит к восстановлению иммунной, нервной, эндокринной систем организма, улучшению работы адаптационных механизмов и включению его внутренних резервов.

Общая антролология дает отдельные пространства философии, психологии, педагогике и др. Однако в человеческом существе отдельных пространств в чистом виде не существует: они как бы есть (физическое тело, психика и тд.), но разделить их невозможно, да и механически соединить тоже не получается.

Антропологическое знание связано с человеком и его жизнью как целостными образованиями. Под влиянием наук о человеке, по крупицам собиравших гуманистические идеи, пронизанные духовным началом, человеческая жизнь приобрела ценность и смысл, что точно выражено у В. Франкла: «Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни и, осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя».

Карл Юнг возродил идею единого мира, показан, что психика и материя это два различных аспекта одного и того же. Чем больше «материя одухотворялась», тем больше показывалась истина, необратимо сливаясь с наукой, и раскрывала целостность человека как одной из сложных открытых нелинейных систем, изучаемых синергетикой.

Даже в естественных, относящихся к классическим наукам, не признающим духовной силы, пропитывающей всю материю, неуклонно проявляются новые тенденции. Именно среди физиков обнаруживаются способные показать непротиворечивое единство мира грубых материй (мира явного) и мира тонких материй (неявного) (А.А. Казначеев, В.Н. Волченко, Махариши Махеш Йоги и др.).

Последний ввел представление о том, что сознание является основным, фундаментальным полем жизни. Самым важным сегодня является именно процесс развития сознания человека и создания условий у его расширения, ускоряемого с помощью антропологического знания.

Принцип моделирования в современной антропологии является главным (Л.К. Рахлевская и др.). На пример, «Пирамида» -- символ совершенного чело века, прочно стоящего на Земле, но устремленного возвышенной духовной душой к единению с небеса ми «Крест» -- символ человека, реализующегося в своей земной жизни и в социуме, как личность (горизонтальная составляющая), и в своей духовной устремленности к первоисточнику, как индивидуальность (вертикальная составляющая), соединяя в своей душе и то, и другое (точка пересечения). Используя принцип моделирования человека как микрокосма, который порождает целостное концептуальное человеко - ведение как сопряжение всех планов человеческого существования, становится возможным описывать процессы понимания, постижения, откровения и глубинного духовного осознания.

Эзотерическое концептуальное человекознание (АК. Рахлевская, МН. Аплетаев, АВ. Гезь, А.К. Москатона) есть системное знание, связанное с постижением тайного, скрытого в нас самих, внутреннего микрокосма, каким является проявление человека на всех возможных планах своего бытия (те. человека как целостного образования) со сложным «оркестром энергией)), создаваемым человеком в процессе своего совершенствования.

Рост души человека проходит через процесс индивидуализации, когда создается интегрированная личность или творческий человек. В это время душа пробуждается и выстраивает себе духовный Путь, раскрывая Смысл Жизни и Предназначение. Рост души определяет возрастную периодизацию и кризисы развития.

В освоении новых духовных пространств представляет интерес конструктивная психология, философско - психологическая дисциплина, определяющая восстановление одним из основных, наряду с функционированием и развитием, бытийных процессов человека и изучающая принципы и методы эффективного восстановления, оптимального функционирования и интегрального раз вития человека в течение жизненного цикла. В каждой из «великих психических культур», по выражению конструктивных психологов, имеется свое понимание интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления. В соответствии с современной тенденцией глобализации образования граждан мира идет поиск использования совокупного потенциала, превосходящего возможности каждой отдельной психической культуры, однако конструктивно может быть использовано и знание специфики проявления в определенных этнокультурных условиях чело века как сложной открытой нелинейной системы.

Литература

1. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологи. М. - 2007.

2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. М. - «Академический Проект». - 2005.

3. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: от теории - к практике. Монографія. - М., 2001.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологи и психогигиене общения. М. - 1987.

5. Манова-Томова В.С., Пирьева Г.Д., Пишулиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. - «София». - 1981.

6. Морзов В.В. Антология реабилитационно-педагогического опыта. М. - «Академический Проект». - 2005.

7. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М. - 1995.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.