французская армия подошла к Санкт - Петербургу
1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском
А16. Что из перечисленного ниже связано с событиями 1 марта 1881 г.?
создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»
убийство Александра II
баррикадные бои в Москве
арест С.Л.Перовского
созыв Государственной думы
суд над народовольцами
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГД
А17. Прочтите отрывок из сочинения В.О.Ключевского и укажите дату событий, о которых идёт речь.
«Александр [I] поехал на Юг России провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки.
Благодаря таинственности, которой облечён был вопрос о престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий князь Николай принёс присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин, принёс присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже что великий князь арестован».
1814 г.
1825 г.
1842 г.
1855 г.
А18. Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в
декабре 1917 г.
марте 1918 г.
марте 1920 г.
июне 1921 г.
А19. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществлённый в Советской России в 1917 -1918 гг., называется
инвентаризацией
приватизацией
социализацией
национализацией
А20. Коллективизацию в СССР характеризует
создание системы крупных агрогородов
возрождение крестьянской общины
развитие фермерского хозяйства
объединение индивидуальных крестьянских хозяйств
А21. Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920 - начала 1921 г.?
негативные последствия продразвёрстки
наступление А.И.Деникина на Москву
проведение денежной реформы
недовольство крестьян введением продналога
А22. Какие из перечисленных положений соответствуют программе Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.)?
А) сохранение единства и неделимости России
Б) свержение монархии
В) сохранение крестьянской общины
Г) установление 8 - часового рабочего дня
Д) развитие широкого местного самоуправления
Е) предоставление политических преимуществ русской нации
АБЕ 2) АГД 3) БГД 4) ВГЕ
А23. Прочтите отрывок из воспоминаний лидера П.Н.Милюкова и определите, к какому году они относятся:
«Бывшие министры или проходили сами в Думу, или приводились туда арестованными. …К Таврическому дворцу шли уже в полном составе полки, перешедшие на сторону Государственной думы, с изъявлением своего подчинения Государственной думе».
1905 г.
1906 г.
1914 г.
1917 г.
А24. Кто из указанных военачальников внёс выдающийся вклад в разработку и осуществление Висло - Одерской и Берлинской операций в ходе Великой Отечественной войны?
М.Н.Тухачевский
М.В.Фрунзе
К.К.Рокоссовский
А.А.Брусилов
А25. Прочтите отрывок из воспоминаний военного советника президента США Г.Трумэна и укажите, когда происходили описываемые события.
«…Радиограмма сообщала, что американские самолёты сбросили атомную бомбу на японский судостроительный центр Хиросиму…
…Москва объявила, что считает себя в состоянии войны с Японией. Мы предполагали, что русское наступление в Маньчжурии, вероятно, уже началось, и я подумал, что после этого нам придётся делить как военные усилия против Японии, так и плоды этих усилий».
в июне 1941 г.
в феврале 1943 г.
в декабре 1944 г.
в августе 1945 г.
А26. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?
проведение экономических реформ в промышленности
проведение полётов в космос на пилотируемых кораблях
ввод советских войск в другие страны
первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы
А27. Имя какого государственного деятеля связано с внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В.Сталина?
А.А.Громыко
А.А.Жданова
Г.М.Маленкова
А.Н.Косыгина
А28. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?
осуждение культа личности Сталина
построение за 20 лет коммунистического общества
введение принципа разделения властей
построение в СССР развитого социализма
А29. Что было одной из причин возврата к довоенному варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной войны?
осложнение международной обстановки, начало «холодной войны»
задача приоритетного развития сельского хозяйства
активизация национальных движений во всех республиках СССР
многочисленные выступления рабочих против тяжёлых условий жизни и труда
А30. Что из названного относится к причинам разрядки международной напряжённости в 1970-е гг.?
А) испытание первой атомной бомбы в СССР
Б) осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны
В) ликвидация Организации Варшавского договора
Г) возможность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками
Д) установление стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении
Е) вывод советских войск из Афганистана
1) АБВ 2) АВЕ 3) БГД 4) ВГЕ
А31. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда он был принят.
«Содружество Независимых Государств в составе республики Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств - членов Союза ССР и также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».
1985 г.
1991 г.
1993 г.
1998 г.
А32. Объявление чрезвычайного положения в Москве в октябре 1993 г., обстрел Белого дома были связаны с
забастовкой шахтёров
образование ГКЧП
проведение референдума о сохранении СССР
противостоянием между президентом и Верховным Советом.
2.3 Анализ тестовых заданий
В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства:
Содержательность задания: какие структурные компоненты исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способности учащихся выявляет данный вид теста.
Компактность и точность: насколько кратко и чётко формулируются вопрос и основная часть теста.
Объективность: насколько велика или малозначительна вероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.
Функциональность: какие ещё роли, помимо контрольно - оценочной, способен выполнить конкретный вид теста см.: Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.315..
План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:
Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели, и каким образом?
Какие исторические знания и познавательные умения стали предметом данной проверки?
Насколько рационально выбраны формы, приёмы и средства проверки знаний и умений школьников?
На каких уровнях познавательной деятельности была запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?
Какими приёмами и познавательными заданиями учитель планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько учеников можно оценить в ходе такой проверки?
Как при организации проверки были учтены возрастные и индивидуальные познавательные возможности учащихся?
Какие функции выполняет проверка знаний и умений в представленном варианте?
Заключение
Вводное, обучающее, контрольное, итоговое, тематическое тестирование проводится в школах по разным инструкциям и методикам. Анализ специальной литературы убеждает, что предлагаемые в методических пособиях и периодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления об основных требованиях к их составлению и применению см.: Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М., 2000. С.112.. Опыт обучения тестов показал, что в тех случаях, когда отсутствует тестовая искушённость, она быстро приобретается. А у тех, кто искушён в тестовых методиках, потенциал знаний существенно увеличивается. Приращение знаний достигается за счёт того, что программный материал рассматривается дважды: сначала учащиеся самостоятельно прочитывают текст параграфа, а затем вновь обращаются к нему при выполнении тестовых заданий. Такой подход способствует более прочному усвоению материала по курсу отечественной истории. Методика самостоятельной работы по схеме: учебник плюс пособие к нему (содержащее обучающие тестовые задания) - позволяет освободить часы учебных занятий для закрепления полученных знаний. Из комплекта обучающих тестов можно создавать и тестовые системы с другим функциональным назначением, например, тематические. В зависимости от состава учащихся, их индивидуальных способностей к усвоению знаний можно создать такое количество тестовых систем, которых будет достаточно для подготовки любой учебной группы.
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания; повышение объективности вступительных испытаний приемы в ВУЗы; обеспечение преемственности общего и профессионального образования; обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
Что такое для нас ЕГЭ? Это, во-первых, внешняя экспертиза по единым правилам, это способ создать определенные тенденции в развитии системы образования, это способ управлять качеством системы, ввести элементы конкуренции в систему образования, это способ анализа эффективности работы системы и учреждений. Совершенствование преподавания истории с учетом результатов ЕГЭ предполагает как в ходе изучения курса, так и в процессе предэкзаменационного повторения, обеспечение более глубокого раскрытия и проработки понятий высокого уровня обобщения. При их изучении следует активно привлекать не только учебники, но и хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательных заданий и другие дидактические пособия, акцентировать внимание на усиление внутрипредметных и межпредметных связей. Проведение ЕГЭ позволило получить в целом объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы по всем предметам, в частности, по истории России и обществознанию. Сейчас представляется возможность осмыслить некоторые статистические данные и сделать первые выводы. Состав участников ЕГЭ по истории и обществознанию (как, впрочем, и по другим предметам) определился, в основном, под влиянием следующих факторов: принятием частью российских ВУЗов результатов ЕГЭ - в основном, этот фактор повлиял на выбор учащихся, имеющих годовой результат “отлично” и “хорошо”; возможностью улучшить итоговую оценку (т.к. в аттестат выставляется оценка, полученная на ЕГЭ в том случае, если она выше, чем годовая) - этот фактор оказал влияние на выбор тех учащихся, которые имеют спорную годовую оценку по предмету; необходимостью обязательной итоговой аттестации в любой форме (ЕГЭ даже в случае получения не удовлетворительной оценки гарантировал удовлетворительный итоговый результат)- этот фактор, в основном, повлиял на выбор тех учащихся, главной целью которых являлось получение аттестата об окончании школы.
Анализ соотношения годовых результатов и результатов ЕГЭ приводит к выводу об их значительном несоответствии как по обществознанию, так и по истории России (фактически на 1 балл по пятибалльной шкале). Можно выделить несколько комплексов предпосылок для анализа проблемы причин указанного несоответствия:
образцовые (ценностные): несоответствие КИМов обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования; недостаточный уровень владения учащимися техникой сдачи теста;
ресурсные (материальные): невозможность для части родителей учащихся при их подготовке к ЕГЭ использования услуг репетитора;
технологические (методологические): аморфность методологических схем изучения гуманитарных предметов; отсутствие апробированных технологий подготовки к ЕГЭ по гуманитарным предметам;
субъектные (субъективные): недостаточная деятельность школы для формирования у учащихся современной модели мыследеятельности, основанной на конкуренции, рациональности, управлении перспективами.
Традиционно история и обществознание в школе считаются “устными” предметами в отличие от так называемых “письменных” - русского языка и математики. Контроль ЗУН здесь большей частью не предусматривает письменных ответов, так как задачами ставятся развитие навыков устной речи, умений дискутировать, доказать свою точку зрения см.: Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.. Технику же (умения и навыки) сдачи теста необходимо отрабатывать годами, учиться правильно, распределять силы и время, быть внимательным и аккуратным. По невнимательности при сдачи ЕГЭ можно отметить не ту клетку в группе заданий «А”, или написать синоним при ответе на задания типа “В”. К тому же то, что не вызывает затруднения в устной речи, бывает довольно сложно изложить в письменном виде (задания группы “С”). Указанное противоречие можно снять технологически, но, скорее всего, за счёт основных задач Модернизация образования одной из заявленных целей имеет обеспечение равных возможностей при поступлении в ВУЗы через ЕГЭ. Однако, при несомненных достоинствах ЕГЭ (единые КИМы, общероссийские баллы и рейтинги, один экзамен, вместо итогового и вступительного, фактическая объективность оценивания и пр.), попытка их сдачи без услуг репетитора (одной из задач ЕГЭ ставилось сведение до минимума репетиторства) может привести к неудовлетворительным результатам. С этой точки зрения, кроме сведения до минимума субъективности оценивания, пока не видна разница между “традиционным” экзаменом (в любой форме) и ЕГЭ. Разрешение проблемы видно в корректировке принципов и методов педагогических технологий см.: Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.323.. Можно сделать следующие выводы. Результаты ЕГЭ должны стать предметом методического анализа в МО ОУ, ГМО. Сейчас наиболее перспективными направлениями анализа видятся следующие: полный анализ материалов КИМов и результатов ЕГЭ на двух уровнях методических объединений (МО образовательных учреждений и ГМО); выявление и изучение опыта учителей, чьи учащиеся показали наиболее высокие результаты; организация семинаров по распространению и освоению выявленного педагогического опыта; проектирование новых педагогических технологий, направленных на обеспечение более высокого качества подготовки выпускников в условиях модернизации.
Список использованных источников и литературы
1. О едином государственном экзамене. Закон РФ от 8 февраля 2007 года // Российская газета. 2007. 18 марта.
2. Об образовании. Закон РФ от 5 декабря 2000 года // Российская газета. 2000. 3 февраля.
3. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. М., № 3,1998. С.26.
4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М., 2000. С.112.
5. Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М., 2002. С.114.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М. 2003. С.36.
7. Готовимся к единому государственному экзамену: История России. /Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М., 2003. С.14.
8. Егоров Е.В. Преподавание истории в школе. №2, М.,2005. С.54-58.
9. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов, М., 2002. С.143.
10. Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.
11. Корнилов В.А., Шумарина О.П., Жог В.И., Дмитриенко В.П. Тесты. М., 1993. С.9-12.
12. Кузьмина Э.М., Набатова О.В. Преподавание истории в школе. № 5, М..2004. С.63.
13. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. № 4, М., 1995. С.67.
14. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.315.
15. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000. С.213.
16. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. М., 2002. С.127.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000. С. 246.
18. Хлебников В.А. Развитие системы тестирования в России. - Материалы ежегодной Всероссийской конференции. М., 2001-2003.
19. Шмелев А.Г. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. М., 2000. С.124 - 132.
Страницы: 1, 2, 3, 4