Рефераты. Методическая подготовка учителя в педвузе

p align="left">Каждый модуль начинается с формулирования цели его изучения. Например, цели к первому блоку звучат так: "Научиться оценивать и выбирать для работы учебник химии для средней школы и программу, по которой выпускникам педагогических вузов предстоит обучать школьников в течение нескольких лет". Затем перечисляются знания и умения, которые студенты получают в рамках данного модуля. Далее следуют вопросы входного контроля. Модуль обязательно изучается в связке с учебником. На вопросы входного контроля, не прибегая к нему, ответить трудно. Данный этап -- это своего рода допуск к работе, условие, без которого нельзя ее начинать. Центральное место в модуле занимают задания для самостоятельного выполнения. Они могут предваряться небольшим теоретическим вступлением, напоминанием об изученном материале как ориентировочной основе.

Успешность освоения каждого модуля проверяется по заданиям выходного контроля. Они всегда индивидуальны и требуют изучения вузовского учебника по методике преподавания, имеющихся школьных программ, учебников и дополнительной литературы, предполагают знакомство с передовым педагогическим опытом по периодической печати.

Выбор модулей, отражающих содержание практикума, обоснован. Первый из них необходим для формирования у студентов понимания того, как следует подходить к оценке программ и учебников, для выработки у них чувства ответственности перед будущими учениками. Кроме того, этот блок расширяет представления обучаемых о существующих школьных учебниках не только за счет лекционной информации, но и за счет собственной практической деятельности. Это особенно важно сегодня, в условиях крайней нестабильности процесса обучения в современной школе.

Основная цель модуля -- "Методика обучения учащихся решению расчетных задач по химии" -- научить проектировать систему химических задач и находить оптимальные пути их включения в учебный процесс. Предлагаемая система подготовки студентов помогает им осознать необходимость показа учащимся нескольких универсальных способов решения. В процессе работы над модулем складывается понимание того, что наиболее эффективными для обучения являются формы, в основе которых лежит самостоятельная активная деятельность учеников. При освоении блока "Методика обучения учащихся решению расчетных задач" впервые встает вопрос об организации занятий практикума.

Учебная деятельность и деятельность профессиональная принципиально различны. Сложность перехода от одной к другой определяется разницей мотивов и предметов деятельности. Предметом первой является информация, второй -- учебно-воспитательный процесс. В связи с этим при организации усвоения любых знаний, считает Н.Ф.Талызина, "необходимо предусмотреть все основные виды деятельности, необходимые для работы, для решения задач, предусмотренных целью обучения..." [11, с. 9]. Студент должен приобретать знания, умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений.

Мы сумели найти способ максимального приближения занятий по методике обучения к школьной реальности. Лабораторный практикум проходит не в университете, а в школьных кабинетах. Пусть учебные лаборатории методики обучения оснащены по последнему слову техники, но в них нет самого главного -- учеников, с их вопросами, непониманием, зачастую и нежеланием учиться, которое учитель должен суметь преодолеть. Если студент готовится обучать кого-то решению задачи в образцовой лаборатории, то применить разработанную методику, проверить ее он сможет только на своем сокурснике, который, конечно, умеет решать задачи ничуть не хуже, чем автор, и часто при первых словах условия уже может дать ответ. Нет ни каверзных детских вопросов, ни необходимости подбирать слова для объяснения, а следовательно, возможности реально оценить плоды своего труда.

Наши преподаватели методики являются одновременно и школьными учителями химии. Студенты обучаются в непосредственном контакте с детьми.

Какова же организация такого занятия? Студенты в выделенный в расписании "школьный день" приезжают в школу. Сначала они вместе с преподавателем обсуждают теоретические вопросы или проделанную домашнюю работу, затем, после анализа и небольшой коррекции, если таковая нужна, "домашние заготовки" применяются в непосредственной работе с учащимися. Например, студенты учат школьников решать задачи определенного типа. Во время урока, отведенного специально для этой цели, каждый получает небольшую группу учеников (2--4 человека), с которыми отрабатывает подготовленный дома материал. При формировании групп учащихся преподаватель старается учитывать уровень подготовки студента и заинтересованность в предмете. Ученики могут быть одинаковой или разной степени обученности и обучаемости, что, безусловно, усложнит задачу студента. По окончании работы каждый делает подробный анализ, выявляет достижения и причины неудач.

От такой формы организации занятий практикума по методике обучения химии выигрывают все. Школьники получают возможность индивидуального обучения при рассмотрении наиболее сложных вопросов курса. Студенты же при содействии и непосредственном участии наставника поэтапно оттачивают профессиональные навыки. Преподаватель методики не утрачивает учительский опыт, не превращается в "книжного" методиста, знающего свой предмет только по литературе. Он имеет возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в курсе методических и педагогических новинок.

Аналогично строятся занятия по изучению модуля "Контроль результатов обучения". Студенты должны подготовить, провести и проанализировать контрольную работу по заданной теме, составить план коррекционных мероприятий в связи с выявленными пробелами в знаниях учащихся группы. Особенно полезной оказывается работа с небольшим числом школьников при организации устного опроса. Студент учится корректно формулировать вопросы, вести беседу и одновременно следить за работой сразу нескольких учеников. Кроме того, будущий педагог узнает, как рассчитывать время на устный контроль знаний и избегать очень распространенной среди молодых учителей ошибки -- затягивания опроса.

Постепенно при переходе от модуля к модулю задачи студентов усложняются -- от работы с малой группой учащихся они переходят к работе с целым классом.

Для успешного формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности при организации занятий практикума по методике обучения химии студентам, кроме заданий, способствующих закреплению экспериментально-технических навыков, предлагаются упражнения на включение в объяснение демонстрационного опыта. Каждый получает задание по подготовке и проведению фрагмента урока с использованием эксперимента.

Отдельно стоит остановиться на модуле "Методика планирования, подготовки и проведения урока". Он носит обобщающий характер, и изучать его следует на последнем этапе работы практикума. Остальные блоки, за исключением первого, могут изучаться в любой последовательности.

Помимо входного контроля и обозначения целей изучения, здесь дается алгоритм действий по подготовке учителя к уроку и правила написания конспекта урока. Помощь в этом оказывают методические рекомендации и пособия. Проведение самого урока переносится непосредственно в класс. Изучение происходит в режиме индивидуальной самостоятельной работы. Роль преподавателя к концу изучения курса методики обучения сводится к консультированию. Задача наставника -- помочь студенту в подготовке урока, если у того возникли вопросы, и в анализе деятельности обучающегося по окончании работы. Огромное значение для формирования профессиональных умений студентов имеет предоставляемая им возможность посещения уроков учителей разных предметов.

Такая организация обучения в значительной степени облегчает переход к педагогической практике. Каждый студент уже имеет свой, пусть и маленький, но реальный опыт преподавания. Он уже не испытывает страха перед неизвестностью, не боится детей, их "коварных вопросов", уже попробовал себя в роли учителя, причем под строгим взором педагога-наставника. Таким образом, адаптация к новому виду деятельности у будущих учителей происходит значительно легче.

Первый этап педагогической практики происходит по широко известной программе. Это шесть недель погружения в профессию: знакомство с учащимися класса, изучение их психологических особенностей и последующее преподавание предмета -- серия уроков (10--12) с их анализом. Кроме того, обязательно участие студентов во внеклассной работе. Второй этап -- это стажерская практика. Организация ее достаточно сложная. Главная задача здесь заключается в том, чтобы предоставить студентам возможность максимальной творческой самостоятельности в принятии методических решений. Для этого будущего педагога следует поставить в естественные условия школьной действительности и избавить от излишней "тепличной" опеки со стороны наставников. Еще одна особенность организации такой практики -- она должна протекать без отрыва от учебных занятий. Студенты три дня в неделю находятся в вузе и три дня -- в школе. Таким образом, практика длится не 5--6 недель, а целый семестр (возможно -- два семестра). Для профессионально-методической подготовки это очень важно, так как позволяет студентам осознать целостность процесса преподавания, "пройти весь путь от начала до конца" не менее чем в двух параллелях классов, принять участие в подведении итогов обучения, увидеть конечный результат своей самостоятельной педагогической деятельности.

Многолетний эксперимент по созданию практикоориентированной технологии для профессионально-методической подготовки студентов педвузов показал, что будущий учитель должен приобретать знания в контексте профессиональной деятельности. Основой учебно-воспитательного процесса в педвузе должно быть не только моделирование ее предметного и социального содержания, но и постепенное включение студента в педагогическую реальность. При этом осуществляется постепенный переход от моделей, обеспечивающих фундаментальные знания, воссоздающих искусственные профессиональные ситуации, к реальным условиям труда. В подготовке специалиста реализуется схема: учебная деятельность - квазипрофессиональная деятельность - профессиональная деятельность.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.

2. Чернобелъская Г.М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: Дис. ... докт. пед. наук. М., 1989.

3. Васильева П.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе: синергетический подход: Дис. докт. пед. наук. СПб., 2003.

4. Шаталов М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2004.

5. Плетнер Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии. М., 1981.

6. Полосин B.C., Прокопенко. Практикум по методике преподавания химии. М., 1988.

7. Злънер И.А. Методика обучения студентов планированию и проведению урока химии: Дис. канд. пед. наук. М., 1985.

8. Чернобелъская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М., 2000.

9. Таскаева Л.Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике ее преподавания: Дис. канд. пед. наук. М., 1990.

10. Беспалов П.И., Боровских Т.А. и др. Практикум по методике обучения химии в средней школе: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М., 2007.

11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М., 1984.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.