Успешность освоения каждого модуля проверяется по заданиям выходного контроля. Они всегда индивидуальны и требуют изучения вузовского учебника по методике преподавания, имеющихся школьных программ, учебников и дополнительной литературы, предполагают знакомство с передовым педагогическим опытом по периодической печати.
Выбор модулей, отражающих содержание практикума, обоснован. Первый из них необходим для формирования у студентов понимания того, как следует подходить к оценке программ и учебников, для выработки у них чувства ответственности перед будущими учениками. Кроме того, этот блок расширяет представления обучаемых о существующих школьных учебниках не только за счет лекционной информации, но и за счет собственной практической деятельности. Это особенно важно сегодня, в условиях крайней нестабильности процесса обучения в современной школе.
Основная цель модуля -- "Методика обучения учащихся решению расчетных задач по химии" -- научить проектировать систему химических задач и находить оптимальные пути их включения в учебный процесс. Предлагаемая система подготовки студентов помогает им осознать необходимость показа учащимся нескольких универсальных способов решения. В процессе работы над модулем складывается понимание того, что наиболее эффективными для обучения являются формы, в основе которых лежит самостоятельная активная деятельность учеников. При освоении блока "Методика обучения учащихся решению расчетных задач" впервые встает вопрос об организации занятий практикума.
Учебная деятельность и деятельность профессиональная принципиально различны. Сложность перехода от одной к другой определяется разницей мотивов и предметов деятельности. Предметом первой является информация, второй -- учебно-воспитательный процесс. В связи с этим при организации усвоения любых знаний, считает Н.Ф.Талызина, "необходимо предусмотреть все основные виды деятельности, необходимые для работы, для решения задач, предусмотренных целью обучения..." [11, с. 9]. Студент должен приобретать знания, умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений.
Мы сумели найти способ максимального приближения занятий по методике обучения к школьной реальности. Лабораторный практикум проходит не в университете, а в школьных кабинетах. Пусть учебные лаборатории методики обучения оснащены по последнему слову техники, но в них нет самого главного -- учеников, с их вопросами, непониманием, зачастую и нежеланием учиться, которое учитель должен суметь преодолеть. Если студент готовится обучать кого-то решению задачи в образцовой лаборатории, то применить разработанную методику, проверить ее он сможет только на своем сокурснике, который, конечно, умеет решать задачи ничуть не хуже, чем автор, и часто при первых словах условия уже может дать ответ. Нет ни каверзных детских вопросов, ни необходимости подбирать слова для объяснения, а следовательно, возможности реально оценить плоды своего труда.
Наши преподаватели методики являются одновременно и школьными учителями химии. Студенты обучаются в непосредственном контакте с детьми.
Какова же организация такого занятия? Студенты в выделенный в расписании "школьный день" приезжают в школу. Сначала они вместе с преподавателем обсуждают теоретические вопросы или проделанную домашнюю работу, затем, после анализа и небольшой коррекции, если таковая нужна, "домашние заготовки" применяются в непосредственной работе с учащимися. Например, студенты учат школьников решать задачи определенного типа. Во время урока, отведенного специально для этой цели, каждый получает небольшую группу учеников (2--4 человека), с которыми отрабатывает подготовленный дома материал. При формировании групп учащихся преподаватель старается учитывать уровень подготовки студента и заинтересованность в предмете. Ученики могут быть одинаковой или разной степени обученности и обучаемости, что, безусловно, усложнит задачу студента. По окончании работы каждый делает подробный анализ, выявляет достижения и причины неудач.
От такой формы организации занятий практикума по методике обучения химии выигрывают все. Школьники получают возможность индивидуального обучения при рассмотрении наиболее сложных вопросов курса. Студенты же при содействии и непосредственном участии наставника поэтапно оттачивают профессиональные навыки. Преподаватель методики не утрачивает учительский опыт, не превращается в "книжного" методиста, знающего свой предмет только по литературе. Он имеет возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в курсе методических и педагогических новинок.
Аналогично строятся занятия по изучению модуля "Контроль результатов обучения". Студенты должны подготовить, провести и проанализировать контрольную работу по заданной теме, составить план коррекционных мероприятий в связи с выявленными пробелами в знаниях учащихся группы. Особенно полезной оказывается работа с небольшим числом школьников при организации устного опроса. Студент учится корректно формулировать вопросы, вести беседу и одновременно следить за работой сразу нескольких учеников. Кроме того, будущий педагог узнает, как рассчитывать время на устный контроль знаний и избегать очень распространенной среди молодых учителей ошибки -- затягивания опроса.
Постепенно при переходе от модуля к модулю задачи студентов усложняются -- от работы с малой группой учащихся они переходят к работе с целым классом.
Для успешного формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности при организации занятий практикума по методике обучения химии студентам, кроме заданий, способствующих закреплению экспериментально-технических навыков, предлагаются упражнения на включение в объяснение демонстрационного опыта. Каждый получает задание по подготовке и проведению фрагмента урока с использованием эксперимента.
Отдельно стоит остановиться на модуле "Методика планирования, подготовки и проведения урока". Он носит обобщающий характер, и изучать его следует на последнем этапе работы практикума. Остальные блоки, за исключением первого, могут изучаться в любой последовательности.
Помимо входного контроля и обозначения целей изучения, здесь дается алгоритм действий по подготовке учителя к уроку и правила написания конспекта урока. Помощь в этом оказывают методические рекомендации и пособия. Проведение самого урока переносится непосредственно в класс. Изучение происходит в режиме индивидуальной самостоятельной работы. Роль преподавателя к концу изучения курса методики обучения сводится к консультированию. Задача наставника -- помочь студенту в подготовке урока, если у того возникли вопросы, и в анализе деятельности обучающегося по окончании работы. Огромное значение для формирования профессиональных умений студентов имеет предоставляемая им возможность посещения уроков учителей разных предметов.
Такая организация обучения в значительной степени облегчает переход к педагогической практике. Каждый студент уже имеет свой, пусть и маленький, но реальный опыт преподавания. Он уже не испытывает страха перед неизвестностью, не боится детей, их "коварных вопросов", уже попробовал себя в роли учителя, причем под строгим взором педагога-наставника. Таким образом, адаптация к новому виду деятельности у будущих учителей происходит значительно легче.
Первый этап педагогической практики происходит по широко известной программе. Это шесть недель погружения в профессию: знакомство с учащимися класса, изучение их психологических особенностей и последующее преподавание предмета -- серия уроков (10--12) с их анализом. Кроме того, обязательно участие студентов во внеклассной работе. Второй этап -- это стажерская практика. Организация ее достаточно сложная. Главная задача здесь заключается в том, чтобы предоставить студентам возможность максимальной творческой самостоятельности в принятии методических решений. Для этого будущего педагога следует поставить в естественные условия школьной действительности и избавить от излишней "тепличной" опеки со стороны наставников. Еще одна особенность организации такой практики -- она должна протекать без отрыва от учебных занятий. Студенты три дня в неделю находятся в вузе и три дня -- в школе. Таким образом, практика длится не 5--6 недель, а целый семестр (возможно -- два семестра). Для профессионально-методической подготовки это очень важно, так как позволяет студентам осознать целостность процесса преподавания, "пройти весь путь от начала до конца" не менее чем в двух параллелях классов, принять участие в подведении итогов обучения, увидеть конечный результат своей самостоятельной педагогической деятельности.
Многолетний эксперимент по созданию практикоориентированной технологии для профессионально-методической подготовки студентов педвузов показал, что будущий учитель должен приобретать знания в контексте профессиональной деятельности. Основой учебно-воспитательного процесса в педвузе должно быть не только моделирование ее предметного и социального содержания, но и постепенное включение студента в педагогическую реальность. При этом осуществляется постепенный переход от моделей, обеспечивающих фундаментальные знания, воссоздающих искусственные профессиональные ситуации, к реальным условиям труда. В подготовке специалиста реализуется схема: учебная деятельность - квазипрофессиональная деятельность - профессиональная деятельность.
Список литературы
1. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.
2. Чернобелъская Г.М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе: Дис. ... докт. пед. наук. М., 1989.
3. Васильева П.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе: синергетический подход: Дис. докт. пед. наук. СПб., 2003.
4. Шаталов М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2004.
5. Плетнер Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии. М., 1981.
6. Полосин B.C., Прокопенко. Практикум по методике преподавания химии. М., 1988.
7. Злънер И.А. Методика обучения студентов планированию и проведению урока химии: Дис. канд. пед. наук. М., 1985.
8. Чернобелъская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М., 2000.
9. Таскаева Л.Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике ее преподавания: Дис. канд. пед. наук. М., 1990.
10. Беспалов П.И., Боровских Т.А. и др. Практикум по методике обучения химии в средней школе: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М., 2007.
11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М., 1984.
Страницы: 1, 2