2
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сергиево-Посадский гуманитарный институт» (НОУ ВПО СПГИ)
Кафедра психологии
Контрольная работа
по дисциплине: Методика преподавания психологии
на тему: Методическая разработка учебной лекции
Выполнила:
Студентка
заочной формы обучения
5 курса
Факультет Психологии
Специальность Психология
Беликова Л.И.
Проверил: доцент, к.псх.н.
Точилина Т.В.
Сергиев Посад 2010
План
Введение
1. Тема лекции. Обоснование выбора темы
1.1 Определение темы и значения в системе целого курса (контекст)
1.2 Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам)
2. Форма организации лекции. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей)
3. Содержание лекций
4. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
Цель лекции (замысел, основная идея, объединяющая все предметное содержание).
Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
Организационная форма лекции: а) монолог с элементами эвристической беседы; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) монологическое высказывание; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме); е) лекция-конференция.
Содержание лекций.
План и конспект содержания лекции.
Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Тема: «Представление - как психический процесс».
В основе представления лежит восприятие объектов , имевшее место в прошлом. В - первых это представления памяти, т.е. те которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого - либо предмета или явления. Во - вторых, это представления воображения. Представления возникают в результате нашей практической деятельности и имеют огромное значение для всех психических процессов.
Представление - это психический процесс отражения предметов ил и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представление, как и любой другой познавательный процесс , осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сигнальная - состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая - состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств.
Настроечная проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды. Таким образом, представления имеют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.
Литература для преподавателя:
Веккер Л.М. психологические процессы: В 3-х т. Т. 1. - Л.: Изд - во ЛГУ, 1974
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии / Гл.ред./ А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1982
Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. - М.: Наука, 1977
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во МГУ, 1975
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: вып. 6. - М.: Прогресс, 1978
Литература для студентов:
Крылова А.Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1985
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005
Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос, 1998
Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Владос, 1995
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
Студенты второго заочного курса психологии. Уровень подготовки - общеобразовательный с уклоном на специализацию, некоторые студенты уже имеют высшее образование.
Организовать целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным материалом по данной теме. Дать общее представление о роли познавательных процессов в жизни человека. Познакомить с основными понятиями по теме представление - как психический процесс, дать знания об основных видах представления, изучить основные виды, свойства и характеристики основных видов представлений.
А) Состав и последовательность задач:
1) Сформировать представление о представлении как о психологическом процессе;
2) Рассмотреть виды представлений;
3) Познакомиться с основными свойствами и характеристиками, классификации представлений;
Б) Характер задач:
Информационный (дать информационный материал по данной теме и закрепить основные понятия, такие как представление; их виды (зрительные, слуховые, кинетические, осязательные, обонятельные вкусовые температурные и органические) дать основные свойства и характеристики представлений, классификацию.
Мотивационный (сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала)
Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала);
Воспитательный (помочь выработать у студентов стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развивать интерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов).
в) Средства, необходимые студентам для решения указанных задач:
1. Системы представлений и причинные связи.
г) Эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач:
Нужно суметь сосредоточить внимание студентов на восприятие и понимание указанного материала, а также настроить их на внутреннюю мыслительную и эмоциональную активность в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Необходимо постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее.
4.Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы, дискуссии.
План лекции:
Общее понятие о представлении и его основные характеристики.
Виды представлений.
Индивидуальные особенности представления и его развитие.
Конспект лекции
Вступление. Мы продолжаем изучение познавательных психических процессов, одним из которых является представление.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого сохраняются в течении некоторого времени так называемые последовательные образы. Интересен тот факт , что спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой - либо предмет, образ этого предмета может быть снова случайно или намеренно вызван нами. Это явление получило название представление. Представление - это психический процесс отражения предметов ил и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представления имеют свои характеристики, первая из которых это наглядность. Представления - это чувственно - наглядные образы действительности, это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому они не имеют яркой степени наглядности и как правило значительно бледнее.
Следующей характеристикой является фрагментарность. Представления полны пробелов, одни части и признаки представлены ярко, другие смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем чье-то лицо, то отчетливо воспроизводим отдельные фрагменты, на которых мы фиксировали внимание. Остальные детали, лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой является характеристика неустойчивости и непостоянства представлений.Любой вызванный предмет или образ , исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.
Виды представлений
В настоящее время существует несколько подходовк построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация видов ощущения и восприятия.
Классификация основных видов представлений приведена в таблице 1
Классификация основных видов представлений по видам по степени по степени волевых анализаторов общности усилий зрительные слуховые единичные непроизвольные обонятельные общиепроизвольные двигательные
Классификация Б.М.Теплова в основу которых лежат ощущения. Их особенностью является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.
В основу слуховых представлений имеют значение речевые и музыкальные . Речевые подразделяются на на фонетические и темброво-интонационые. Они имеют большое значение при изучении иностранных языков. Суть музыкальных заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как мелодия определяется именно звуковысотными и ритмичными соотношениями.
Двигательные не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связанны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение. Например, если представить, что вы согнули правую руку в локте, то автоматически произойдет слабое сокращение этой руки, которое можно зарегистрировать чувствительными электрофизиологическими приборами.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других слуховые, а у третьих двигательные. Люди с преобладанием зрительного типа, вспоминая текст, представляют себе страницу книги, где он напечатан, как бы мысленно его читает. С преобладанием слухового типа , вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. С преобладанием двигательного типа, вспоминая текст или стараясь его запомнить какие либо цифры, произносит их про себя.
Сегодня, нет данных позволяющих однозначно указать время появления у детей первых представлений. Вполне возможно, что в первом году жизни представления, будучи ещё тесно связанными с восприятием, начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Речевые достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и наблюдающийся в этом возрасте быстрый рост словарного запаса ребенка.
У взрослых людей представления богаче и ярче, чем у детей.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в дух направлениях. Первый - схематизация. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме.
Другой путm - типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными наглядными и отражают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образв, которые содержат в себе весьма широкие обобщения.
Заключение. В заключение следует обратить ваше внимание на тот факт, что практически все виды представлений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов.Ваше домашнее задание будет заключаться в самостоятельной проработке следующего материала: Более глубинное изучение представления, образах памяти.
Отношения «преподаватель - студенты»: уважительные, в меру требовательные. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. К каждой лекции нужно готовиться с учетом особенностей своего темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории. Четко и ясно структурировать занятие. Рационально дозировать материал в каждом из разделов.
Научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекцию. Использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п.
Использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями; применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы; выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными ударениями. В ходе лекции знакомить студентов с новыми научными понятиями и терминами, доступно их объяснять.
Достаточно громкая, четкая речь. Ритм средний. В паузах использовать приемы поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Хорошо оживляют речь жест и мимика.
Применять уточняющие понимание материала вопросы.