1. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 2007.
2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 2000.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 2003.
4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003.
Приложение 1
Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по Корневу А.Н.
Текст для оценки техники чтения
Как я ловил раков
Слов
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет
9
много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,
17
в дырах между корнями или под берегом. Потом они
26
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от
36
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.
46
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,
54
а трудно сделать. У раков есть свое оружие - клешни,
63
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я
71
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно
80
прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг
89
посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому
98
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.
104
Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить
113
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень
123
понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.
131
В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.
142
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел
151
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,
161
наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил
170
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень
178
осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве
189
Но некоторые раки были более осторожными. Когда
196
палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.
208
Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил
215
много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!
224
И очень вкусными!
227
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
1. Сколько ручейков текут в деревне?
2. Кто в них живет?
3. Где мальчики ловят раков?
4. Что мальчики с ними делают?
5. От кого мальчик получил рака?
6. Чего захотелось мальчику?
7. Что есть у раков?
8. Что боялся сделать мальчик?
9. Почему?
10. Что посоветовал ему друг?
Приложение 2
Текст для оценки техники чтения про себя
Неблагодарная ель
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей,
8
росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых
15
цветков, которые распускались весной на терновнике.
21
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда
30
ели понравились его синие плоды. Когда ель стала
38
взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы
в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие.
55
Однажды она сказала: "Слушай, терновник, убери свои
62
кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы
74
прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным
78
ростом". - "И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой
погоды?" - жалобно спросил терновник. Ель молчала и
88
только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился
93
и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу
102
обратились все ветви терновника, но ни одна не
110
прикоснулась к ели. И ель росла, росла...
117
Во время первых зимних метелей в лес пришли
225
лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала
133
ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было
уже поздно просить. Все ветки терновника летом
149
повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться
158
к ели. Она заплакала: "Ведь меня топором убьют!" -
166
"И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой
175
и неблагодарной", - ответил терновник. "Да, неблагодарная
181
гордость не принесет пользу", - заплакала ель.
187
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли
люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала
205
в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.
213
1. Где росла ель?
2. Что поражало маленькую ель?
3. Какие отношения у нее были с терновником?
4. Что ели понравилось осенью?
5. Что сказали птицы?
6. Что сказала ель терновнику?
7. Что терновник ей ответил?
8. Что потом сделал терновник?
9. Что сделалось с ветвями терновника?
10. Что происходило с елью?
Страницы: 1, 2, 3, 4