Рефераты. Методические особенности изучения темы "Анализатор слуха и равновесия" на уроках биологии

p align="left">В начале приобретения спортивного или трудового навыка человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После того как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Например, машинистка печатает «слепым» методом, пианист не смотрит на клавиши перед тем, как взять аккорд. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим. Он возможен благодаря мышечному чувству.

Тактильный анализатор:

1 -- рецептор; 2 -- чувствительный нейрон спинномозгового узла; 3 -- спинной мозг; 4-- восходящие нервные пути; 5 -- таламус; 6 -- кожно-мышечная чувствительная зона коры большого мозга

Зона коры большого мозга, воспринимающая нервные импульсы от мышц, находится в одной из извилин его теменных долей. Управление произвольными движениями осуществляется нервными клетками, расположенными в лобных долях мозга.

Кожная чувствительность слагается из нескольких анализаторов. Тактильное чувство связано с анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление. На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

Осязание -- сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе с температурными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах, форме, шероховатости, плотности, а также о некоторых других свойствах предмета, важных для его определения (рис. 5).

Обоняние. Обонятельные рецепторы находятся на слизистой оболочке средней и верхней носовых раковин. Это клетки с ресничками. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает нервные импульсы в мозг (рис. 6).

Не все вещества способны вызывать раздражение обонятельных клеток, а лишь летучие или растворимые в воде либо в жирах. Одни из запахов приятны, другие вызывают отвращение.

Рис. 5. Орган обоняния.

А -- расположение органа обоняния в носовой полости: 1 -- носовая полость; 2 -- обонятельные рецепторы и отходящие от них в головной мозг чувствительные нервы; Б -- клеточное строение обонятельных рецепторов: 1 -- реснички; 2 -- обонятельные клетки; 3 -- эпителиальные клетки; 4 -- нервные волокна

Орган вкуса. В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения -- вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобоватую или листовидную форму (рис. 1, А). Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием -- порой. Она ведет в небольшую камеру, на дне которой располагаются вкусовые рецепторы. Они представляют собой волосковые клетки, волоски которых погружены в жидкость, заполняющую камеру.

Когда пища оказывается во рту, она растворяется в слюне, и этот раствор попадает в полость камеры, воздействуя на реснички. Если рецепторная клетка реагирует на данное вещество, она возбуждается, и информация в виде нервных импульсов поступает в мозг.

Различные рецепторы вкуса по-разному реагируют на те или иные воздействия (рис. 7, Б). Так, кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка -- кислое. Рецепторы, расположенные на передних и боковых краях языка, реагируют на соленое, рецепторы задней поверхности языка -- на горькое. Последних особенно много, и это не случайно. Несъедобные или ядовитые вещества часто обладают горьким, неприятным вкусом. Раздражение этими веществами рецепторов задней поверхности языка вызывает защитный рвотный рефлекс.

Рис. 7. А -- строение вкусового сосочка: 1 -- вкусовые рецепторы; 2 -- вкусовой сосочек; 3 -- вкусовые нервы; 4 -- железы, секреты которых отмывают сосочек от воздействовавших на него веществ; Б -- вкусовые зоны языка и ощущения, возникающие при их раздражении: 1 -- горькое; 2 -- кислое; 3 -- сотеное; 4 -- сладкое

Рядом с вкусовыми сосочками находятся железы, выделяющие жидкость, которая непрерывно омывает сосочки. Поэтому вкусовые ощущения сохраняются недолго, и вскоре человек способен воспринимать новые ощущения.

В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы (если в рот попадет едкое вещество). Синтез всех этих ощущений и определяет вкус пищи.

Вкусовая зона коры большого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной.

Иллюзии. Ложные восприятия, как мы знаем, называются иллюзиями. Помимо физических, причины их могут быть и психологическими. Так, мы обычно переоцениваем верхнюю часть фигуры: она кажется больше. Чтобы убедиться в этом, откройте страницу в книге, где есть цифра восемь. Оба кружка ее кажутся одинаковыми. Переверните страницу шрифтом вниз, и вы увидите, что верхний кружок восьмерки (теперь он внизу) кажется мельче. Иллюзорные восприятия корригируются практикой.

Глава 3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «АНАЛИЗАТОРЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ»

3.1 Уроки

Урок №1. Анализатор слуха и равновесия

Оборудование: таблица « Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, рисунки; тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Заполните ячейки.

1. Чем покрыт глаз с передней стороны?

2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида?

3. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?

4. Где находится зрительная зона?

5. Двояковыпуклая линза.

6.

(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик)

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Отгадывание загадок.

Распустился цветок,

Лепесток на лепесток,

Без стебля и без корня

Растёт на склоне.

(Ухо)

Самый лучший на свете слушатель. (Ухо)

В маленьком домике -

Круглое окно,

Никого не видно,

В домике темно.

Там живёт сова:

Глаз не смыкает,

Ловит слова.

(Ухо)

Правильно ребята, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить на уроке - о слухе.

Чувство слуха - одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде. Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2. С помощью учителя учащиеся знакомятся строением и функцией органа слуха.

Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке (Рис.1). Оно состоит из ушной раковины, образованной хрящом со многими завитками, и наружного слухового прохода, идущего до среднего уха и богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.

рис. 1

Среднее ухо представляет собой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы и имеет цепь сочлененных маленьких костей - молоточек, наковальню и стремечко, передающих точно и в усиленном виде колебания барабанной перепонки до тонкой овальной пластинки диаметром 1см во внутреннем ухе (Рис.2).

рис. 2.

Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка, отграниченная от среднего уха овальным отверстием (Рис.3). Улитка делится на две мембраны - вестибулярную мембрану и основную мембрану, разделенную, в свою очередь, на три отдела, заполненных жидкостью.

рис. 3

3. Работа с учебником. Беседа.

- Как работает слуховой анализатор? (Ответы учащихся)

-Что представляет собой орган равновесия человека и как он работает? (Ответы учащихся. Вестибулярный аппарат (орган равновесия) состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев. Полость мешочков и канальцев заполнена жидкостью и мелкими кристаллами из углекислого кальция. При смещении тела изменяются положение кристалликов, давление кристалликов вызывает возбуждение рецепторов.)

На волокнах слухового нерва, идущих вдоль основной мембраны, расположены волосковые клетки, являющиеся настоящими слуховыми рецепторами. Звуковое ощущение вызывается колебанием. Когда ушная раковина собирает звуковые волны, они отражаются в ее складках, затем проникают в наружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Эта перепонка начинает колебаться с определенной частотой и высотой. Цепь из косточек среднего уха усиливает это колебательное движение и передает его в овальное отверстие, уже во внутреннее ухо. Здесь механическая энергия звуковых волн превращается в электрическую энергию благодаря тому, что волокна слухового нерва возбуждают спиральный орган, расположенный в улитке, и передают слуховое ощущение в головной мозг.

4. Заключительное слово учителя

Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости, то есть минимальной интенсивности звука, улавливаемой ухом. Чем меньше величина порога слышимости. Тем выше чувствительность слуха. Диапазон воспринимаемых звуковых частот характеризуется так называемой кривой слышимости. То есть зависимостью абсолютного порога слышимости от частоты тона. Человек воспринимает частоты от 16-20 герц, высокий звук в 20000 колебаний в секунду (20000 Гц). У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц, у пожилых людей она ниже - около 15000 Гц.

У многих животных верхняя граница слуха выше, чем у человека. У собак. Например, оно доходит до 38000 Гц, у кошек- 70000 Гц. У летучих мышей - 100000 Гц.

Для человека звуки в 50-100 тыс. колебаний в секунду неслышимы -это ультразвуки.

При действии звуков очень высокой интенсивности (шума) у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140 Дб, а звук в 150 Дб становится непереносимым.

Искусственные длительные звуки высоких тонов приводят к угнетению и гибели животных и растений. Звук пролетающего сверхзвукового самолета угнетающе действует на пчел (они теряют ориентировку и прекращают полеты), убивает их личинки, от него лопается скорлупа яиц в птичьих гнездах.

Слишком много сейчас «меломанов», все достоинства музыки видящих в ее громкости. Не задумываясь, что их близкие страдают от этого. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно - сосудистой системе.

Нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.

При ангине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызывать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

5. Закрепление знаний.

Работа в группах.

1. Учащиеся выполняют задания рубрик «Какие утверждения верны? На с. 84 учебника.

2. «Рассмотрите рисунок» на с. 84 и «Выберите правильный ответ»на с.85

IV. Обобщение.

Тестовые задания.

1. Чем заполнена полость внутреннего уха?

a. воздух

b. жидкость

c. вакуум

2. Как соединены слуховые косточки?

a. подвижно

b. неподвижно

c. полуподвижно

3. Орган равновесия.

a. три полукружных канала

b. отолитовый аппарат

c. евстахиева труба

4. Посредством чего передаются звуковые колебания от стремечка к волоконцам улитки?

a. воздух

b. мембрана

c. жидкость

d. прямой контакт

5. Что находится во внутреннем ухе?

a. ушные косточки

b. улитка

c. полукружные каналы

d. отолитовый аппарат

6. Самые маленькие кости.

a. лопатки

b. ребра

c. слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко

d. позвоночник

Ответы: (1-б; 2-а; 3-а,б; 4-б,в; 5-б,в,г; 6-в)

Оценивание работы учащихся.

Задание на дом:

· изучить текст учебника на с. 80-83;

· уметь показать на рисунке части анализатора слуха.

Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия

Задачи: сформулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать роль анализаторов в связи организма со средой; продолжить развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом и рисунками учебника, опорными схемами); разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать выработке полезных привычек соблюдать эти правила; пpoдoлжить развитие интеллекта учащихся через решение биологических задач, требующих логического мышления и применения гигиенических правил на практике.

Оборудование: демонстрационные таблицы; модели органа слуха; видеоматериалы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний учащихся об изученных анализаторах. (Фронтальная беседа по вопросам учителя; взаимоконтроль в паре. «Проверьте свои знания» - письменная или устная работа; сравнение анализатора с рефлекторной дугой по таблицам, ответ на вопрос: «Что вы знаете о гигиене зрения?»)

1.Опрос-«цепочка» по следующим вопросам (ответ обосновать).

· Почему рабочее место должно быть хорошо освещено?

· С какой стороны должен падать свет на рабочее место?

· Почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

· Почему не рекомендуется читать лежа и в идущем транспорте?

· Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение?

· Зачем рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

2. Индивидуальное дифференцированное задание.

I вариант

Как возникает изображение предметов на сетчатке? (Показать на схеме и объяснить.)

II вариант

Перечислите отделы глаза, через которые проходит свет.

III вариант

На «немой» схеме (модели) показать части глаза.

II. Изучение нового материала о слуховом анализаторе и анализаторе равновесия.

1. Строение органа слуха. (Лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником: текстом, рисунками, моделями. Заполнение таблицы.)

2. Функции органа слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы по результатам лабораторной работы. Формирование выводов.)

3. Орган равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы.)

4. Передача звуковых колебаний, их восприятие и анализ. (Рассказ учителя с элементами беседы о звуковом анализаторе.)

5. Причины ослабления слуха. Предупреждение нарушения слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление «Памятки по гигиене органов слуха и равновесия».)

6. Положение тела и его частей в пространстве. Состояние невесомости в космосе и полете. Нарушения в деятельности анализатора равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, видеоматериалов.)

III. Закрепление знаний об органах слуха и равновесия.

1. Фронтальная беседа учителя по вопросам.

· Почему некоторых людей «укачивает» в транспорте? Где расположены слуховые косточки и каково их значение?

· В какой части органа слуха механические колебания преобразуются в нервные импульсы?

· Как защитить орган слуха от повреждения?

2. Составить план рассказа по теме «Анализаторы слуха и равновесия».

3. Групповая работа (задания-вопросы на карточках).

IV. Задание на дом: проработать все задания; повторить пройденный материал

3.2. Кроссворд по теме: «Значение органов чувств»

По вертикали: 2. Система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения.

По горизонтали: 1. Зоны коры головного мозга, обеспечивающие взаимодействие между анализаторами. 3. Нарушение зрения вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. 4. Образование, на котором находятся слуховые рецепторы. 5. Спирально закрученный костный канал. 6. Восприятие запахов. 7. Важнейшее кожное чувство. 8. Мелкая косточка среднего уха. 9. Слуховая косточка. 10. Нервные окончания, расположенные в органах чувств. 11. Структура глаза, преломляющая световые лучи.

Ответы

По вертикали. 2. Анализатор.

По горизонтали. 1. Ассоциативные. 3. Дальнозоркость. 4. Мембрана. 5. Улитка. 6. Обоняние. 7. Осязание. 8. Наковальня. 9. Молоточек. 10. Рецепторы. 11. Хрусталик.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.