При выполнении задания учащимся нужно проставить номера растений после термина, характеризующего положение стебля в пространстве.
Задание 5
Каждый ученик получает карточку с индивидуальным вопросом или заданием, на который необходимо дать письменный ответ. На втором этапе урока, после сдачи тетрадей, ученики отвечают на вопросы устно, друг за другом («цепочкой»).
Вопросы
1. Что такое побег?
2. Что такое воздушное питание?
3. Что такое почка?
4. Перечислите типы листорасположения.
5. Назовите виды почек и их отличия.
6. Назовите способы роста стебля в длину.
7. Перечислите виды побегов по направлению роста.
8. Приведите примеры видоизмененных побегов.
9. Перечислите части листа.
10. Перечислите типы жилкования листовой пластинки.
11. Из каких тканей состоит лист?
12. Что такое устьице?
13. Каково значение устьиц в жизни растений.
14. Дайте определение фотосинтеза.
15. Из каких веществ образуется сахар?
16. Какие условия необходимы для образования сахара в клетках листа?
17. Когда происходит фотосинтез? Какой газ при этом выделяется?
18. Когда растения дышат? Какой газ при этом выделяется?
19. Расскажите о значении испарения в жизни растений.
20. Расскажите о значении листопада в жизни растений.
21. Перечислите функции стебля.
22. Каково внутреннее строение стебля?
23. Как происходит рост стебля в толщину?
24. Что такое годичное кольцо?
25. От чего зависит ширина годичного кольца?
26. Что можно определить по спилу стебля?
На втором этапе урока учащиеся меняются тетрадями для взаимной проверки заданий 1-4: учитель зачитывает вопрос - один ученик дает устно правильный ответ, а остальные сверяют с написанным в тетрадях. Правильные ответы отмечаются знаком «+», а неверные - знаком «-».
За каждое задание выставляется отметка в тетради. При проверке задания 5 ученики по очереди зачитывают вопросы своих карточек и дают устные ответы, которые учитываются при выставлении итоговой отметки за урок.
Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.
1. Побегом называют ... .
2. На побегах под каждой почкой после листопада заметен ... .
3. Ползучие стебли у земляники называют ... .
4. Почку называют ... .
5. Вода и минеральные соли передвигаются по ... .
Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.
1. При рубке, поломке или обрезке побегов в рост трогаются боковые почки.
2. Придаточные почки могут развиваться на листьях, корнях, междоузлиях.
3. Цветочные и вегетативные почки всегда одинаковы по форме и размерам.
4. У большинства видов стебли прямостоячие.
5. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.
Задание 3. Выберите правильные ответы.
1. У гороха и винограда стебли:
а) прямостоячие;
б) вьющиеся;
в) цепляющиеся.
2. Часть стебля, в которой откладываются запасные вещества:
а) камбий;
б) сердцевина;
в) луб.
3. Основная часть ствола дерева образована:
а) корой;
б) древесиной;
в) сердцевиной.
4. Органические вещества передвигаются в стебле по:
а) лубу (флоэме);
б) древесине (ксилеме);
в) сердцевине.
5. Ткань, к которой относится пробка:
а) покровная;
б) образовательная;
в) механическая.
Задание 4. Объясните термины.
1. Стебель.
2. Пазуха листа.
3. Вегетативная почка.
4. Сердцевина.
5. Чечевички.
1. Участки стебля между двумя ближайшими узлами побега называют ... .
2. У сирени, клена, крапивы листья на побеге располагаются ... .
3. Почки снаружи покрыты ... .
4. Укороченный стебель луковицы называют... .
5. Растворы органических веществ передвигаются по ... .
1. Спящие почки могут оставаться живыми много лет.
2. Почечные чешуи - видоизмененные листья.
3. Клетки пробки мертвые.
4. Корневище - видоизмененный боковой корень.
5. Сосуды древесины - вытянутые мертвые клетки без поперечных перегородок.
1. Почки, которые располагаются на междоузлиях, листьях, корнях, называются:
а) верхушечными;
б) пазушными;
в) придаточными.
2. Очередное расположение листьев имеют:
а) тополь, вишня, бузина;
б) сирень, жасмин, клен;
в) жимолость, фуксия, элодея.
3. Камбий располагается между:
а) кожицей и пробкой;
б) корой и древесиной;
в) древесиной и сердцевиной.
4. Из крупных клеток с тонкими оболочками, в которых откладываются в запас питательные вещества, состоит:
а) кора;
б) древесина;
в) сердцевина.
5. Во внутренних чешуях луковицы откладываются в запас:
а) вода, сахар;
б) вода, белок;
в) вода, жир.
1. Почка.
2. Листовой рубец.
3. Генеративная почка.
4. Камбий.
5. Ситовидные трубки.
1. Угол между листом и расположенным над ним междоузлием называется ... .
2. На верхушке побега обычно располагается ... .
3. В почке на зачаточном стебле в центре располагается ... .
4. Ситовидные трубки входят в состав ... .
5. У ландыша в почве располагаются корни и ... .
1. Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.
2. Вегетативная почка состоит из чешуй, зачаточного стебля и зачаточных листьев.
3. Кожица стебля и пробка - покровные ткани.
4. Вода и минеральные соли передвигаются по сердцевине стебля.
5. Верхушечная почка может быть вегетативной или генеративной.
1. Ползучие стебли у земляники называются:
а) столоны;
б) усы;
в) корневища.
2. В состав древесины входят:
а) древесные волокна, ситовидные трубки;
б) лубяные волокна, сосуды;
в) сосуды, древесные волокна.
3. Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит с помощью:
а) чечевичек;
б) устьиц;
в) дыхательных тканей.
4. Кнаружи от древесины располагается слой:
а) сердцевина;
б) камбий;
5. Клубни развиваются на:
а) корнях;
б) корневищах;
в) подземных побегах - столонах.
1. Узел.
2. Конус нарастания.
3. Древесина.
4. Сосуды.
5. Побег.
1. Расположение почек и листьев на побегах березы, малины, подсолнечника называют ... .
2. Почки, развивающиеся на междоузлиях, листьях и корнях, называют ... .
3. Почку называют ... .
4. В состав луба входят: ... и ... .
5. Луковица - видоизмененный ... .
1. Если удалить верхушку побега, то дальнейший рост этого побега прекращается.
2. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.
3. У всех растений почки располагаются поочередно.
4. Дыхание древесного стебля происходит через обломанные ветки.
5. Клубни развиваются на подземных побегах - столонах.
1. Ткань, к которой относится камбий:
2. Составная часть луба - это:
а) ситовидные трубки и волокна;
б) сосуды;
в) молодые клетки, способные делиться.
3. Ткань, к которой относится пробка:
4. Часть стебля, в которой откладываются запасные вещества:
5. Часть стебля, по которой передвигаются вода и минеральные соли:
1. Междоузлие.
2. Вегетативная почка.
3. Стебель.
5. Камбий.
Задание 1.
1 - стебель, с расположенными на нем листьями и почками;
2 - листовой рубец;
3 - усами;
4 - зачаточным побегом;
5 - сосудам древесины (ксилемы).
Задание 2.
1; 2; 4; 5.
Задание 3.
1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - а; 5 - а.
Задание 4.
1 - осевой вегетативный орган растений, составная часть побега;
2 - угол между листом и находящимся выше междоузлием;
3 - почка, несущая на зачаточном стебле зачаточные листья и почки;
4 - центральный слой стебля из рыхлых клеток, в которых откладываются в запас питательные вещества;
5 - бугорки с отверстиями, развивающиеся в пробке и служащие для газообмена.
1 - междоузлиями;
2 - супротивно;
3 - почечными чешуями;
4 - донцем;
5 - ситовидным трубкам луба (флоэмы).
1; 2; 3; 5.
1 - в; 2 - а; 3 - б; 4 - в; 5 - а.
1 - зачаточный побег;
2 - след на стебле после опавшего листа;
3 - почка, несущая зачаточный бутон;
4 - кольцевой слой живых делящихся клеток (боковая образовательная ткань - меристема);
5 - живые клетки, проводящие растворы органических веществ, входят в состав луба (флоэмы).
1 - пазухой листа;
2 - верхушечная почка;
3 - конус нарастания (апекс);
4 - луба (флоэмы);
5 - корневище.
1 - б;
2 - в;
3 - а;
4 - б;
5 - в.
1 - участок стебля, на котором развивается лист;
2 - верхушка зачаточного стебля в почке;
3 - слой стебля, расположенный внутрь от камбия и состоящий из сосудов и древесных волокон;
4 - мертвые клетки древесины без поперечных перегородок;
5 - стебель с расположенными на нем листьями и почками.
1 - очередным;
2 - придаточными;
3 - зачаточным побегом;
4 - ситовидные трубки и лубяные волокна;
5 - побег.
1; 2; 5.
1 - б; 2 - а; 3 - а; 4 - б; 5 - б.
1 - участок стебля между двумя узлами;
2 - почка, несущая на зачаточном стебле зачаточные листья и почки;
3 - осевой вегетативный орган растения, на котором располагаются листья и почки;
5 - кольцевой слой живых делящихся клеток (боковая образовательная ткань - меристема).
3.3 Дидактические карточки по теме «Побег»
Укажите номера, которыми отмечены простые листья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э В. Шашков и др.-- М.: Просвещение, 1983.
2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.-- М.: Просвещение, 1984.
3. Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.-- М.: Просвещение, 1985.
4. Генке ль П.А. Физиология растений.-- М.: Просвещение, 1984.
5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей.-- М.: Просвещение, 1985.
6. Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии.--М.: Агропромиздат, 1986.
7. Жизнь растений: В 6 т.-- М.: Просвещение, 1976--1982.
8. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.-- М.: Просвещение, 1977.
9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.-- М.: Просвещение, 1985.
10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н.. Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии/Под ред. И.Д. Зверева.--М.: Просвещение, 1984.
11. Клинковская Н.П., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.-- М.: Просвещение, 1986.
12. Кузнецова В.И. Уроки ботаники.-- М.: Просвещение, 1985.
13. Культиасов И.М. Экология растений.-- М.: Изд-во МГУ, 1982.
14. Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.-- М.: Просвещение, 1985.
15. Методика обучения ботанике/Под ред. Н.В. Падалко.-- М.: Просвещение, 1982.
16. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии.-- М.: Просвещение, 1983.
Страницы: 1, 2, 3