Рефераты. Методические особенности изучения темы "Гидросфера" в курсе дисциплин естественно-научного цикла

p align="left"> Энергия солнечного света

6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2

Это проявление всеобщего закона сохранения энергии - энергия солнечного света переходит в энергию органических веществ.

Какие еще жизненно важные процессы, кроме фотосинтеза, происходят в растениях при участии воды? Растениям необходимо охлаждение. Поэтому им приходится постоянно испарять воду - в результате происходит выделение тепловой энергии.

Вода - хороший растворитель. Вода - сильнейший инертный растворитель. Это связано с двухполюсной структурой молекулы воды (диполь). Под действием диполей воды связи между атомами и молекулами на поверхности погружённых в неё веществ ослабевают в 80раз.

Вода - растворитель и переносчик всех веществ, участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обеспечивает выведение из организма продуктов обмена, защищая его от вредного накопления.

Водный обмен - важная функция организма, обеспечивающая принцип постоянства внутренней среды организма.

Все основные процессы жизнедеятельности у животных, как и у растений, тесно связаны с водой. Вода составляет 60% и более от массы тела животных Цитоплазма клеток, кровь, слюна, желудочный сок содержат воду. Вода, испаряясь, способствует охлаждению тела. Вода является средой обитания не только для растений, но и для животных. В воде живут рыбы, моллюски, раки и многие другие животные.

Жизнь человека также зависит от воды. Вода составляет более половины массы тела человека (65%). Она входит в состав крови, пищеварительных соков, слез и других жидкостей. (Работа со схемой.)

Схема. «Содержание воды в организме человека»

Стекловидное тело глаза человека

99 %

Зубная эмаль Кровь

0,2% 90%

Человек

Кости Мышцы

22% 75%

Жировая ткань

29%

Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека: осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании и терморегуляции и т.д. Для обеспечения нормального существования человек должен потреблять воды примерно в 2 раза больше, чем питательных веществ. Потеря 12-15% воды приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды - к гибели организма. В зависимости от климата суточная потребность человека в воде составляет 2,5-6л. Если суточную потребность человека принять за 2,5 л, а продолжительность жизни - за 70 лет, получается, что за всю жизнь человек потребляет 60 т. воды.

В организмах идет процесс обновления воды, в кактусах, например, вода полностью обновляется в течение 28 лет, у человека - за 1 месяц, у черепахи - за 1 год, у верблюда - за 3 месяца. Без воды человек может прожить 3-5 дней, в то время как без пищи - 30-50 дней.

Выводы:

1. Вода входит в состав всех живых клеток всех организмов.

2. Вода является хорошим растворителем.

3. В водном растворе проходят жизненно важные химические процессы

4. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности организмов: дыхании, обмене веществ и др.

5. Вода является средой обитания для многих организмов.

6. Присутствие воды в живых организмах подтверждает единство живой и неживой природы.

Вода является не только важной составляющей живых организмов, но и важным компонентом природы. Жизнь невозможна без круговорота воды.

Давайте вспомним, как происходит круговорот воды в природе.

(Работа со схемой.)

Схема. «Круговорот воды в природе»

Так совершается круговорот воды в природе. При этом она переходит из одного состояния в другое, перемещается по земному шару из одних регионов в другие. Главные силы, осуществляющие этот круговорот, - солнечное тепло и сила тяжести. Под влиянием тепла вода испаряется, а при недостатке тепла - конденсируется из пара.

Население земного шара каждые сутки потребляет 7 млрд. м воды. Вода - это единственное богатство нашей планеты, не имеющее заменителей. Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки.

На долю пресной воды приходится только 3% ее общих запасов. Большая часть пресной воды (85%) находится на полюсах Земли в виде ледников и айсбергов. В XVI в. королева Англии Елизавета I объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Она пока еще никому не вручена. В настоящее время для опреснения 1 км (т.е. 1 миллиарда тонн) морской воды требуется 7 млн. т условного топлива или 2,8 т ядерного горючего.

Можно ли дождевую воду считать дистиллированной? Несмотря на то, что в основе получения дистиллированной и дождевой воды лежат одни и те же процессы: испарение и конденсация, дождевая вода не является дистиллированной, т.к. при прохождении через слой атмосферы она обогащается пылью, оксидами SО2, CO2 и другими веществами, которые не только растворяются в ней, но и вступают в реакцию. Так, например, возникают кислотные дожди.

Вода, которая хранится в серебряных сосудах, имеет лечебные свойства. Это было известно еще в Древней Индии серебряные стержни погружали в воду, которую потом использовали для обмывания ран. Позже в обрядах крещения детей применялась «святая вода». В воду до крещения опускали серебряный крест и выдерживали его там некоторое время. При контакте серебра с водой некоторое количество ионов серебра переходит в раствор, а они губительны для микроорганизмов.

Большое количество пресной воды используется в промышленности и сельском хозяйстве. В результате запасы чистой пресной воды уменьшаются. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают разные ядовитые вещества. Все живое погибает в такой воде. Она отравляет воздух, становится источником тяжелых заболеваний. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

3.5 Внеклассное мероприятие на тему: «Где вода, там и жизнь»

Цели:

1.Систематизация знаний учащихся о воде;

2.Развитие познавательного интереса;

3.Воспитание экологической культуры.

Учитель: Вода. Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая…Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых-философов, естество - испытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы. 22 марта объявлен Международным Днем Воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты.

Сегодня мы с вами проведем интеллектуально-познавательную игру «Где вода, там и жизнь», в ходе которой вы сможете показать свои знания в данной области.

В игре принимают участие две команды. Каждой команде необходимо придумать название и выбрать капитана.

Приступаем к выполнению конкурсных заданий.

1. ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А.Лавуазье в 1785г.)

Какой воздух тяжелее - сухой или влажный (сухой, т.к. молекулярная масса воды меньше молекулярной массы воздуха)

Почему яйцо не тонет в соленой воде? (потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит больше и выталкивающая сила.)

Можно ли высушить белье на морозе? (можно, т.к. лед тоже испаряется).

В каком органе человека содержится наибольшее количество воды и в каком - наименьшее? (стекловидное тело глаза - 99%, зубная эмаль-0,2%)

Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метеорологии (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи).

Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский)

Почему стальная игла не тонет в абсолютно чистой воде? (ее удерживают силы поверхностного натяжения воды).

2. ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1.Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются:

а) рыбы

б) икра рыб

в) планктон +

г) личинки рыб

2. Эвтрофикация вызывается:

а) кислотными дождями

б) сточными водами +

в) ветровой эрозией

г) разливами нефти

3. Главным виновником химического загрязнения воды является:

а) водная эрозия

б) ветровая эрозия

в) человек +

г) гниение растений

4. Пригодная для питья вода должна иметь рН:

а) 4

б) 5

в) 7 +

г) 9

5. Биоиндикатором загрязненной воды является:

а) аир болотный

б) водяной орех

в) ряска +

г) кубышка

6. Причиной обмеления малых рек является:

а) севообороты

б) глубокая вспашка

в) вырубка лесов +

г) строительство дорог

7. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими

веществами:

а) механический

б) химический

в) биологический +

г) физический

8. В среднем на одного жителя России в сутки расходуется воды:

а) 120л.

б) 150л.

в) 170л. +

г) 200л.

9. Цунами - это:

а) ветер

б) волна +

в) сильный ливень

г) крупный град

10. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

а) рыб

б) растений

в) микроорганизмов +

г) торфа

3. РЕКОРДЫ.

Самая длинная река в мире? (Нил)

Самая длинная река Европы? (Волга)

Самый большой океан? (Тихий)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Материк, на котором содержится 80% пресной воды? (Антарктида)

Самая полноводная река планеты? (Амазонка)

Самая длинная река Евразии? (Янцзы)

4. АССОЦИАЦИИ.

Угадай слово, используя логический ряд.

Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения. (Цунами)

Испарение, облака, осадки, река. (Круговорот воды)

Ветер , вода, бутылка, письмо.(Течения)

Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. (Водопад)

Вода, соленость, доля вещества. (Промиле)

Океан, корабль, лед, гора, опасность.(Айсберг)

5. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет

И, о камни разбиваясь,

Пеною встает. (Водопад)

В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою. (Сосулька)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять. (Вода)

Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (В море)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать днем -

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. (Снег)

6. НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ.

Каждому термину подбери соответствующее определение.

Гидробионты.

Нейстон.

Планктон.

Нектон.

Бентос.

А. Активно плавающие животные, способные преодолевать значительные расстояния.

Б. Организмы, живущие в воде.

В. Совокупность организмов, обитающих у поверхностной пленки воды, прикрепляющихся к ней сверху или снизу.

Г. Совокупность организмов, обитающих на грунте или в грунте водоемов.

Д. Организмы, населяющие толщу воды и не способные противостоять переносу течениями.

Ответы: 1 - Б, 2 - В, 3 - Д, 4 - А, 5 - Г.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Учитель:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - Вода!

Экономь ее и береги -

Мы ведь на планете не одни!

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ

В эксперименте принимали участие учащиеся 10 классов (выборочная совокупность составляла 74 человека) МОУ СОШ № 32 г.Нальчика. А именно: 10 «РН» (экспериментальный), 10 «б» и 10 «в» (контрольный) классы и в 8 классе на базе ГОУ ДОД РДЭБЦ г. Нальчика.

В экспериментальном классе при раскрытии темы «Гидросфера» были проведены уроки, приведенные в главе 3. Уроки проводились с акцентом на научные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе формулирования, анализа и последующего решения целей и задач урока.

Диагностику знаний школьников проводили на контрольном мероприятии по проверке остаточных знаний после изучения блока «Гидросфера» с использованием специально разработанных тестов по теме проведенных экспериментальных занятий.

Диаграмма 1. Результаты тестирования

Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Анализ школьных учебников и программ показал, что экологические аспекты темы «Гидросфера» в школьных курсах естественно-научного цикла освещены недостаточно.

2. Рассмотрены основные экологические проблемы, связанные с гидросферой.

3. Показана возможность установления и использования связей с экологическими и научными аспектами при проведении занятий по теме «Гидросфера» посредством проведения уроков и внеклассных мероприятий;

4. Решена задача наполнения темы «Гидросфера» научными и экологическими знаниями путем использования наглядных пособий, заданий, задач, тестов;

5. Доказано, что уроки, дополненные приемами исследования, положительно влияют на уровень осмысления учащимися теоретических вопросов курса естествознания и способствуют формированию научного мировоззрения;

6. Проведена апробация разработанных занятий в школе № 32 г. Нальчика;

7. Оценен уровень сформированности знаний и познавательной активности при изучении заданной темы по разработанным методическим подходам;

8. Выявлено, что изучение темы «Гидросфера» с опорой на научные и экологические аспекты позволяет заметно повысить уровень знаний, научной и экологической культуры, уверенности в своих способностях школьников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.