Рефераты. Методические особенности изучения темы "Корень" в школьном курсе биологии

акрепление

1. Прочитать вслух определение типов корневых систем в учебнике.

2. Рассмотреть предложненные гербарные экземпляры растений с различными типами корневых систем и привести свои примеры растений.

3. В тетради зарисовать схемы корневых систем.

V. Видоизменения корней

Учитель. Некоторые растения откладывают в видоизмененных корнях - корнеплодах - часть созданных питательных веществ про запас. (Демонстрируются корнеплоды свеклы, моркови.)

А у плюща развиваются корни-присоски - с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев.

У некоторых тропических растений - фикусов - корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева.

У мангров - деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни - дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.

Корни дерева веллингтония, также растущего на очень влажной почве, поднимаются из почвы сплошной стеной. В такой чаще корней можно даже устраивать загоны для лошадей.

Закрепление

Учащиеся записывают в тетрадях названия видоизменений корней и их примеры.

В заключение урока звучит басня Крылова «Свинья под дубом».

Урок№2. «Стержневые и мочковатые корневые системы»

В начале урока учитель раздает учащимся на каждую парту лист формата А4, на котором записана последовательность выполнения задания. Учащиеся, используя текст учебника, записывают в тетрадях определения (задания 1-3). После окончания работы по каждому заданию учитель проводит проверку качества ее выполнения. Поскольку в каждом классе всегда имеются дети, которые работают (в силу различных причин) гораздо медленнее других, учитель спрашивает по каждому заданию нескольких учеников. Перед выполнением четвертого задания учащиеся просматривают видеофрагмент (развитие мочковатой корневой системы у зерновки пшеницы - любительская съемка) и далее заполняют имеющийся текст. После проверки учитель демонстрирует следующий видеофрагмент (развитие стержневой корневой системы на примере семени фасоли). Опираясь на просмотренный видеофрагмент, учащиеся выполняют задание. Для закрепления знаний учащимся предлагается еще два видеофрагмента - развитие мочковатой и стержневой корневых систем (из документального видеофильма «Почва»).

Корневые системы: 1-стержневая, 2-мочковатая, 3-простертая, 4-корневые клубеньки

Вариант 1

1. Укажите функции корней:

А.

Б.

2. Дайте определения в тетради:

а) главный корень развивается из ... ...;

б) придаточные корни отрастают от ... и ...;

в) боковые корни развиваются на ... корне и на ... корнях;

г) корневая система - совокупность всех ... одного растения.

3. Вставьте пропущенные слова.

А. Стержневая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень похож на ... Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.

Б. Мочковатая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень не ... или не ... от многочисленных ... корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.

4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании зерновки пшеницы первым появляется ... корень, который развивается из ... ... Почти одновременно с ним начинают развиваться ... корни, которые отрастают от ... У пшеницы образуется ... корневая система. При развитии ... корневой системы ... корень растет недолго и становится незаметным среди множества ... корней, отрастающих пучком от надземной части ...

5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании семени фасоли первым появляется ... корень, который развивается из ... ... У фасоли образуется ... корневая система, которая состоит из ... корня, имеющего вид ... и отрастающих от него многочисленных ... корней.

Вариант 2

1. Укажите функции корней:

А.

Б.

2. Дайте определения в тетради:

а) главный корень развивается из ...;

б) придаточные корни отрастают от ...;

в) боковые корни развиваются на ... корне и на ... корнях.

г) корневая система - совокупность всех ... одного растения.

3. Вставьте пропущенные слова.

А. Стержневая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень похож на стержень. Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система.

Б. Мочковатая корневая система - это такая корневая система, в которой ... корень не отличается от многочисленных ... корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства ... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.

4. Просмотрите первый видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании зерновки пшеницы первым появляется ... корень, который развивается из ... Почти одновременно с ним начинают развиваться ... корни, которые отрастают ... У пшеницы образуется ... корневая система. При развитии мочковатой корневой системы .... корень растет недолго и становится незаметным среди множества ... корней, отрастающих пучком от надземной части ...

5. Просмотрите второй видеофрагмент, перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

При прорастании семени фасоли первым появляется ... корень, который развивается из ... У фасоли образуется ... корневая система, которая состоит из ... корня, имеющего вид ... , и отрастающих от него многочисленных ... корней.

На следующем уроке во время устных ответов учитель снова использует видеофрагменты, демонстрировавшиеся на предыдущем уроке. Но в этом случае для закрепления полученных знаний предлагаются гораздо более сложные вопросы к видеозадачам (эти вопросы дают возможность учащимся устанавливать признаки сходства и различия, делать обобщения и выводы, опираясь на ранее изученный материал).

1. В чем преимущества стержневой корневой системы перед мочковатой?

2. В чем преимущества мочковатой корневой системы перед стержневой?

3. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы. В чем сходство и различие (строение, функции, расположение в почве)?

4. Почему при прорастании семян первым появляется корешок?

5. Откуда, по-вашему мнению, корешок получает питательные вещества для своего роста и развития?

6. Сравните темпы развития мочковатой и стержневой корневых систем. В каком случае темп развития быстрее? Почему? (Используется видеофрагмент любительской видеосъемки.)

7. Сравните степень ветвления мочковатой и стержневой корневых систем.

8. Сравните темпы роста надземной и подземной частей растений. Сделайте вывод (видеофрагмент любительской видеосъемки).

9. У каких растений в основном формируется стержневая корневая система?

3.2 Игровые задания по биологии

Тема «Корень»

Задание 1. «Свекла» (рис. 1)

Выберите по одному правильному ответу.

А. Точечный рисунок к заданию 1

Рис. 1

Б. Правильно выполненное задание 1

1. Все корни одного растения называют корневой системой потому, что:

а) у растения много корней (41-45-47-42-26);

б) все корни растения связаны общей функцией (26-41-42-45-47);

в) у корней разные названия (42-26-41-47-45).

2. Корневой чехлик формируется из ткани:

а) покровной (26-46-47-48-49);

б) проводящей (48-47-49-46-26);

в) всасывающей (47-22-46-48-49).

3. Клетки корня вытягиваются в длину в зоне:

а) деления (44-45-43-61);

б) роста (43-44-61-45);

в) деления (61-43-44-45).

4. Корневой волосок - это вырост:

а) внутренней клетки корня (60-51-62-52-61);

б) клетки наружной кожицы корня (61-62-60-52-51);

в) клетки корневого чехлика (62-61-60-51-52).

5. Проводящая зона расположена между:

а) всасывающей зоной и зоной роста (50-59-58-57-26);

б) всасывающей зоной и стеблем (59-58-57-50-26);

в) зоной деления и зоной роста (26-50-59-57-58).

6. Прочность и упругость корня обеспечивается тканью:

а) покровной (56-53-55-54-57);

б) основной (55-57-56-54-53);

в) механической (57-56-55-54-53).

7. Корневой чехлик образуется из клеток зоны:

а) деления (53-26-27-29-31);

б) роста (26-53-31-29-27);

в) всасывания (31-27-29-26-53).

8. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:

а) всегда вниз (31-32-40-39);

б) в разные стороны (32-39-40-31);

в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня (31-32-39-40).

9. Ткань корня, поглощающая воду и соли из почвы:

а) проводящая (28-30-26-33);

б) покровная (26-28-30-33);

в) основная (33-28-26-30).

10. Мочковатая корневая система отличается:

а) наличием большого количества боковых корней, отходящих от основного (34-36-35-33);

б) многократным ветвлением боковых корней (35-33-34-36);

в) наличием многих придаточных корней, при невыраженном главном (33-34-35-36).

11. Сосуды корня образованы:

а) рядом длинных полых клеток (40-38-37-35);

б) пустым пространством между клетками (35-38-40-37);

в) слившимися вакуолями клеток (38-37-40-35).

12. Запасы питательных веществ, накапливающиеся в корне, образуются в:

а) стеблях (9-11-10);

б) плодах (10-11-9);

в) листьях (11-10-9).

13. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни:

а) боковые (7-8-6);

б) придаточные (6-7-8);

в) главный (7-6-8).

14. Скорее всего, приведет к гибели растений или замедлению их роста:

а) рыхлость почвы (13-15-12-14-13);

б) уплотненность почвы (12-13-14-15-12);

в) присутствие в почве дождевых червей (15-14-12-13-15).

15. Корнеплоды образуются из:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.