Рефераты. Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы

p align="left">Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность. Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, к продолжительности занятия.

полезное время

Общая плотность = ------------------------------------ х 100%.

продолжительность занятия

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение за демонстрацией воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений самими детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность, понимаемая как отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, к общей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование, предъявляемые к моторной плотности занятия, не исключают необходимости решения учебно-воспитательных задач. Целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

время, затраченное на движения

Моторная плотность = ------------------------------------------- х 100%.

продолжительность занятия

При достаточной двигательной активности моторная плотность должна составлять не менее 70-85%.

На необходимые вспомогательные действия (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов) в процессе занятия отводится минимальное время. Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) считаются педагогически не оправданной затратой времени.

Чтобы физкультурные занятия соответствовали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они, кроме всего прочего, должны быть интересными и вызывать у детей определенный эмоциональный подъем.

Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

В младших группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, когда возникает чувство радости в результате ощущения мышечных движений и успешного решения простейших двигательных задач.

В старших группах интерес у детей повышается тогда, когда они самостоятельно выполняют упражнения, сознательно преодолевают трудности. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную дозировку интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, запаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение - все это в одном случае может явиться следствием недогрузки, в другом - перегрузки, утомления. Появление одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической перегрузке. Это свидетельствует о каких-то недочетах как содержания, так и методики руководства.

Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных или на смену деятельности и тем самым на ослабление замеченных признаков утомления, на подбор таких заданий, которые уравновешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности; или на использование игровых и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.

В соответствии с Программой физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, одно из них - на воздухе. Занятия могут сопровождаться музыкой; необходимым условием для этого является тщательный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть разными. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий психических и физических усилий материал для более старших детей одинаково нецелесообразны.

А. Запорожец предупреждает: "На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий".

Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности. В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к материалу, не требующему от них умственных и физических усилий.

Программное содержание занятий в разновозрастной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы. Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой - найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

Рассмотрим возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни помогают более младшим детям переодеваться, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают ход проведения занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным образцом для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют ряд упражнений по своей программе; при этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями); в другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. "Посмотрите, - говорит он, - как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз". И после показа предлагает: "Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими".

Такая организация имеет большой воспитательный смысл: у старших появляется чувство ответственности, дружелюбия и удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Утренняя гимнастика

Значение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность. Теория и методика утренней гимнастики разработаны Н. Метловым, В. Невским и др.

Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.

После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье и учреждении интернатного типа. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.

Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача22.

Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.

Подбор упражнений в комплексе утренней гимнастики. Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Подбор упражнений в комплексы предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развития и укрепления в целях воспитания правильной осанки.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, оказывающих массирующее действие на внутренние органы, развивающих суставы ног, способствующих формированию правильной осанки; 3) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц и оказывающих массирующее действие на внутренние органы.

Подбор конкретных упражнений в комплексы определяется Программой для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.