Методика использования ИКТ
на уроке английского языка по теме
«Биография» в 8 классе.
УМК «New Millennium Английский язык нового тысячелетия»
Учитель: Окулова Галина Михайловна
МОУ «Цивильская СОШ №2»
Введение
Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.
Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской и набор интерактивных и мультимедийных возможностей.
Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров.
Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках английского языка
Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д.
Исходя из выше сказанного планирование урока с использованием ИКТ делится на 4 этапа:
1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:
· формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
· формирование умений;
· контроль усвоения и т.д.
Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. Так, она может быть названа:
· дефицитом источников учебного материала;
· возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов; (звукового приложения к уроку, а именно песен А.Макаревича)
· необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;(использование электронной игры для повторения числительных и дат, использование презентации)
· необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности(работа с лексическими единицами по тематической группировке и слайд с таблицей для составления монологических высказываний)
· созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т.д.);
· необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
В соответствии с указанными аргументами были выбраны необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые и т.д.
2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса.
Именно на этом этапе учитель иностранного языка определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение ( мультимедийный компьютер, программные средства).
3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель - учащийся - ОЭР - учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности,форма промежуточного контроля и т.д., на основании чего заполняется технологическая карта.
Технологическая карта планирования урока с использованием средств ИКТ
Предмет, класс
Английский язык, 8 класс
Тема урока,
№ урока по теме
«Биография»2-й урок
Актуальность использования средств ИКТ
На уроке используются различные формы классной работы: фронтальная, групповая, работа в паре, индивидуальная. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Она стимулирует развитие мыслительной и творческой активности учащихся, увлечение предметом, создание наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения и обеспечивает эффективность усвоения материала на уроке английского языка.
Цель урока
Образовательная цель: научить учащихся составлять биографии знаменитых людей для монологических высказываний.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Активизировать лексический материал по теме; повторить числительные и даты; Present Perfect, Past Simple Tenses; практиковать учащихся в нахождении в тексте нужной информации;
практиковать учащихся в аудировании, в построении монологических высказываний-биографий.
Развивать навыки работать в паре,группе.
Формировать стремление быть успешным в жизни.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Электронное наглядное пособие, мультимедийная презентация, ресурсы Интернет: аудиозапись песен Андрея Макаревича
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный
проектор, программные средства.
Организационная структура использования ИКТ на уроке
Этап 1. Фоно-речевая зарядка
Цель использования ИКТ
совершенствование навыков работы с интерактивной доской;
Длительность этапа
5-7 мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
-лексические единицы по теме (слова на доске): 4)сгруппировать слова и фразы согласно заголовкам в таблице при помощи интерактивной доски и маркера:
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, индивидуальная.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе
Контроль за речью учащихся
Этап 2. Презентация биографии Андрея Макаревича.
Наглядность, доступность и системность изложения материала.
15 мин.
4)составление биографии Андрея Макаревича по схеме (работа в паре) с опорой на электронную презентацию
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Контроль и консультация
Этап 3. Прослушивание аудиозаписи песен А.Макаревича.
Релаксация, организация беседы.
3-4 мин.
Аудирование
Фронтальная
Контроль, поддержание беседы
Этап 4 Построение монологического высказывания-биографии.
Наглядность
10 мин.
Составление биографии Олега Газманова по таблице-презентации(на доске)
Групповая
Консультант
Страницы: 1, 2