Рефераты. Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

Став-ро-поль-ский го-су-дар-ст-вен-ный уни-вер-си-тет

К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дис-ци-п-ли-не: Ме-то-ди-ка пре-по-да-ва-ния ис-то-рии

на те-му: «Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния изо-бра-зи-тель-ных средств на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии».

Вы-пол-нил: экс-терн

ПИ-НЯ-ГИН С.В.

Про-ве-рил: до-цент

_______________

Став-ро-поль - 2003

“Что-бы быть хо-ро-шим пре-по-да-ва-те-лем,

нуж-но лю-бить то, что пре-по-да-ешь,

и лю-бить тех, ко-му пре-по-да-ешь.”

В.О.Клю-чев-ский

План.

Вве-де-ние.

1. Ос-нов-ные це-ли ис-поль-зо-ва-ния изо-бра-зи-тель-ных средств на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии.

2. Ме-сто ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ке ис-то-рии и прин-ци-пы ее от-бо-ра.

3. Клас-си-фи-ка-ция про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры для уро-ков ис-то-рии.

4. Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ке ис-то-рии:

а) по-строе-ние уро-ка це-ли-ком на ма-те-риа-ле ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры;

б) ор-га-ни-че-ское вклю-че-ние об-ра-зов ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в из-ло-же-ние ма-те-риа-ла;

в) крат-кий пе-ре-сказ ху-до-же-ст-вен-ных па-мят-ни-ков;

г) крат-кая ци-та-та на уро-ке;

д) про-стран-ная ци-та-та;

е) на-по-ми-на-ние ли-те-ра-тур-но-го об-раза;

ж) раз-бор ли-те-ра-тур-ных па-мят-ни-ков;

з) от-рыв-ки из про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в ка-че-ст-ве во-про-сов на по-вто-ри-тель-но-обоб-щаю-щих уро-ках.

За-клю-че-ние.

…идея, во-пло-щен-ная в пер-со-на-жи,

дос-туп-нее для ра-зу-ме-ния.

О. Баль-зак

Вве-де-ние.

Ко-гда-то дав-но, в го-ды уче-бы в сред-ней шко-ле, я ни-как не мог-ла оп-ре-де-лить-ся с вы-бо-ром сво-его жиз-нен-но-го пу-ти. У ме-ня бы-ло две стра-сти: ис-то-рия и ли-те-ра-ту-ра. В ито-ге вы-бор был сде-лан в поль-зу ис-то-рии. Но моя лю-бовь к ли-те-ра-ту-ре со-хра-ни-лась. Я по-ня-ла, что став учи-те-лем ис-то-рии, я смо-гу час-тич-но во-пло-тить в жизнь и свою вто-рую меч-ту -- ли-те-ра-тур-ную. Ведь ли-те-ра-ту-ра идет ру-ка об ру-ку с ис-то-ри-ей. И ре-ша-ет те же за-да-чи ис-то-ри-че-ско-го по-зна-ния, но ины-ми, свой-ст-вен-ны-ми толь-ко ей, сред-ст-ва-ми -- сред-ст-ва-ми об-раз-но-го, кар-тин-но-го ото-бра-же-ния дей-ст-ви-тель-но-сти. Нрав-ст-вен-но-вос-пи-та-тель-ное и по-зна-ва-тель-ное зна-че-ние ее не-оце-ни-мо. И те-перь, ра-бо-тая в сред-ней шко-ле, я пы-та-юсь осу-ще-ст-вить этот син-тез, син-тез ис-то-рии и ли-те-ра-ту-ры.

Ос-нов-ные це-ли ис-поль-зо-ва-ния

изо-бра-зи-тель-ных средств

на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии

Про-из-ве-де-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры ре-ко-мен-ду-ют-ся во всех школь-ных учеб-ни-ках по ка-ж-до-му кур-су ис-то-рии, при-вле-ка-ют-ся в ка-че-ст-ве вы-ра-зи-тель-но-го ма-те-риа-ла на уро-ках. И все-гда ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра слу-жит для уча-щих-ся од-ним из важ-ных ис-точ-ни-ков для оз-на-ком-ле-ния с ис-то-ри-че-ским про-шлым и од-ним из эф-фек-тив-ных средств их нрав-ст-вен-но-го и эс-те-ти-че-ско-го вос-пи-та-ния. Вы спро-си-те: «По-че-му?» Да по-то-му, что жи-вость и кон-крет-ность ху-до-же-ст-вен-но-го об-раза уси-ли-ва-ют кар-тин-ность по-ве-ст-во-ва-ния и та-ким об-ра-зом соз-да-ют бо-лее кон-крет-ные ис-то-ри-че-ские пред-став-ле-ния у уча-щих-ся.

Ху-до-же-ст-вен-ный об-раз, как пра-ви-ло, от-ли-ча-ет-ся мет-ко-стью и убе-ди-тель-но-стью. И это об-лег-ча-ет вос-при-ятие ис-то-ри-че-ско-го про-шло-го. До-ка-за-тель-ная си-ла ху-до-же-ст-вен-но-го об-раза вос-пи-ты-ва-ет у школь-ни-ков оп-ре-де-лен-ное от-но-ше-ние к изу-чае-мым ис-то-ри-че-ским яв-ле-ни-ям, вы-зы-ва-ет у них со-чув-ст-вие, не-на-висть, вос-хи-ще-ние, воз-му-ще-ние. Яр-кий, вы-ра-зи-тель-ный ху-до-же-ст-вен-ный об-раз воз-дей-ст-ву-ет на лич-ность уча-ще-го-ся все-сто-рон-не: на его ум, чув-ст-во, во-лю, по-ве-де-ние, по-то-му что эти-че-ские нор-мы рас-кры-ты на жи-вых при-ме-рах и в кон-крет-ных си-туа-ци-ях. Ос-та-но-вим-ся на кон-крет-ном при-ме-ре. Есть в кур-се ис-то-рии 5 клас-са те-ма «Бре-ст-ская кре-пость». На уро-ке мы с ре-бя-та-ми го-во-рим о на-ча-ле Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-ны, о тя-же-сти пер-вых дней, о му-же-ст-ве за-щит-ни-ков Бре-ст-ской кре-по-сти. Но ма-те-ри-ал учеб-ни-ка, как мне ка-жет-ся, пре-дель-но сух и не-дос-та-точ-но эмо-цио-на-лен. По-это-му, что-бы соз-дать нуж-ный на-строй на уро-ке, я за-чи-ты-ваю от-ры-вок из по-вес-ти Бо-ри-са Ва-силь-е-ва «В спи-сках не зна-чил-ся» о по-след-них ми-ну-тах жиз-ни лей-те-нан-та Ни-ко-лая Плуж-ни-ко-ва.

«Он шел стро-го и пря-мо, ни-че-го не ви-дя, но точ-но ори-ен-ти-ру-ясь по зву-ку ра-бо-тав-ше-го мо-то-ра. И все стоя-ли на сво-их мес-тах, и он шел один, с тру-дом пе-ре-став-ляя рас-пух-шие, об-мо-ро-жен-ные но-ги.

И вдруг не-мец-кий лей-те-нант звон-ко и на-пря-жен-но, как на па-ра-де, вы-крик-нул ко-ман-ду, и сол-да-ты, щелк-нув каб-лу-ка-ми, чет-ко вски-ну-ли ору-жие «на ка-ра-ул». И не-мец-кий ге-не-рал, чуть по-мед-лив, под-нес ру-ку к фу-раж-ке.

А он, ка-ча-ясь, мед-лен-но шел сквозь строй вра-гов, от-да-вав-ших ему сей-час выс-шие во-ин-ские по-чес-ти. Но он не ви-дел этих по-чес-тей, а ес-ли бы и ви-дел, ему бы-ло бы уже все рав-но. Он был вы-ше всех мыс-ли-мых по-чес-тей, вы-ше сла-вы, вы-ше жиз-ни и вы-ше смер-ти.

Страш-но, в го-лос, как по по-кой-ни-ку, за-кри-ча-ли, за-вы-ли ба-бы. Од-на за дру-гой они па-да-ли на ко-ле-ни в хо-лод-ную ап-рель-скую грязь. Ры-дая, про-тя-ги-ва-ли ру-ки и кла-ня-лись до зем-ли ему, по-след-не-му за-щит-ни-ку так и не по-ко-рив-шей-ся кре-по-сти… Он шел и шел, шел гор-до и уп-ря-мо, как жил, и упал толь-ко то-гда, ко-гда до-шел.

Воз-ле ма-ши-ны.

Он упал на спи-ну, на-взничь, ши-ро-ко рас-ки-нув ру-ки… Упал сво-бод-ным и по-сле жиз-ни, смер-тию смерть по-прав.» Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1986. - стр. 220

Мне ни-ко-гда не за-быть ши-ро-ко рас-кры-тых дет-ских глаз, в ко-то-рых в этот мо-мент мож-но бы-ло про-чи-тать все: вос-хи-ще-ние, страх, не-на-висть, гор-дость. И я спра-ши-ваю се-бя в этот мо-мент: «Раз-ве бы мог школь-ный учеб-ник вы-звать у ре-бят та-кую бу-рю чувств, та-кой ин-те-рес к те-ме, та-кое по-ни-ма-ние?» И са-ма се-бе от-ве-чаю: «К со-жа-ле-нию, нет.»

При-вле-кае-мые на уро-ках ис-то-рии ху-до-же-ст-вен-ные об-ра-зы уси-ли-ва-ют идей-ную на-прав-лен-ность пре-по-да-ва-ния, да-ют учи-те-лю воз-мож-ность до-ве-сти до соз-на-ния уча-щих-ся идей-ное со-дер-жа-ние те-мы в дос-туп-ном кон-крет-ном ви-де, спо-соб-ст-вуя бо-лее проч-но-му за-кре-п-ле-нию в па-мя-ти уча-щих-ся изу-чае-мо-го ис-то-ри-че-ско-го ма-те-риа-ла. Ну, как здесь обой-тись без при-ме-ра? И в пя-том, и в седь-мом клас-сах есть те-ма пет-ров-ских пре-об-ра-зо-ва-ний, строи-тель-ст-ва Пе-тер-бур-га, зна-че-ния это-го го-ро-да для ис-то-ри-че-ско-го бу-ду-ще-го Рос-сии. На эту те-му мож-но дол-го и про-стран-но го-во-рить. Но за-чем? Ведь есть Пуш-кин.

«На бе-ре-гу пус-тын-ных волн

Сто-ял он, дум ве-ли-ких полн,

И вдаль гля-дел…

И ду-мал он:

От-сель гро-зить мы бу-дем шве-ду.

Здесь бу-дет го-род за-ло-жен

На-зло над-мен-но-му со-се-ду.

При-ро-дой здесь нам су-ж-де-но

В Ев-ро-пу про-ру-бить ок-но,

Но-гою твер-дой стать при мо-ре.

Сю-да по но-вым им вол-нам

Все фла-ги в гос-ти бу-дут к нам,

И за-пи-ру-ем на про-сто-ре.

Про-шло сто лет, и юный град,

Пол-нощ-ных стран кра-са и ди-во,

Из тьмы ле-сов, из то-пи блат

Воз-нес-ся пыш-но, гор-де-ли-во…

В гра-нит оде-ла-ся Не-ва;

Мос-ты по-вис-ли над во-да-ми;

Тем-но-зе-ле-ны-ми са-да-ми

Ее по-кры-лись ост-ро-ва,

И пе-ред млад-шею сто-ли-цей

По-мерк-ла ста-рая Мо-ск-ва…» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

В про-из-ве-де-ни-ях ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры мы на-хо-дим кон-крет-ный ма-те-ри-ал, как пра-ви-ло, от-сут-ст-вую-щий в учеб-ных по-со-би-ях, -- об-ста-нов-ку и ко-ло-рит эпо-хи, мет-кие ха-рак-те-ри-сти-ки и де-та-ли бы-та, яр-кие фак-ты и опи-са-ние об-ли-ка лю-дей про-шло-го. На-при-мер, что-бы уча-щие-ся седь-мо-го клас-са бо-лее чет-ко пред-ста-ви-ли се-бе об-лик Емель-я-на Пу-га-че-ва, я за-чи-ты-ваю от-ры-вок из «Ка-пи-тан-ской доч-ки» Пуш-ки-на.

«…му-жик слез с по-ла-тей. На-руж-ность его по-ка-за-лась мне за-ме-ча-тель-ная: он был лет со-ро-ка, рос-ту сред-не-го, ху-до-щав и ши-ро-ко-плеч. В чер-ной бо-ро-де его по-ка-зы-ва-лась про-седь; жи-вые боль-шие гла-за так и бе-га-ли. Ли-цо его име-ло вы-ра-же-ние до-воль-но при-ят-ное, но плу-тов-ское. Во-ло-са бы-ли об-стри-же-ны в кру-жок; на нем был обор-ван-ный ар-мяк и та-тар-ские ша-ро-ва-ры…» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240

Та-ким об-ра-зом, ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра ил-лю-ст-ри-ру-ет на-уч-ный ма-те-ри-ал ис-то-рии, ком-мен-ти-ру-ет его ху-до-же-ст-вен-ны-ми сю-же-та-ми, уг-луб-ля-ет по-ни-ма-ние, воз-бу-ж-да-ет жи-вой ин-те-рес к яв-ле-ни-ям жиз-ни, вы-зы-вая эмо-цио-наль-ные пе-ре-жи-ва-ния.

Ме-сто ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры

на уро-ке ис-то-рии

и прин-ци-пы ее от-бо-ра.

Ос-нов-ные зна-ния по ис-то-рии уча-щие-ся по-лу-ча-ют че-рез рас-сказ учи-те-ля. Ни-ти рас-ска-за про-кла-ды-ва-ют в соз-на-нии де-тей свя-зи с про-шлым на-ро-да и стра-ны. Сло-во учи-те-ля, пре-дель-но точ-ное, пол-ное стре-ми-тель-ной мыс-ли и не-под-дель-но-го чув-ст-ва, во мно-гом пре-до-пре-де-ля-ет ус-пех обу-че-ния. Од-на-ко учи-тель не все-гда на-хо-дит нуж-ную гам-му яр-ких изо-бра-зи-тель-ных средств для кон-крет-ной и об-раз-ной пе-ре-да-чи зна-ний. На по-мощь ему, а зна-чит и уча-щим-ся, долж-ны прий-ти про-из-ве-де-ния пи-са-те-лей и по-этов.

Но при от-бо-ре про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры для уро-ков ис-то-рии не-об-хо-ди-мо учи-ты-вать два мо-мен-та. Во-пер-вых, по-зна-ва-тель-но-вос-пи-та-тель-ную цен-ность ма-те-риа-ла (т. е. прав-ди-вое из-ло-же-ние ис-то-ри-че-ских яв-ле-ний). С. П. Бо-ро-дин под-чер-ки-вал, что вы-мы-сел «дол-жен на-хо-дить-ся в пре-де-лах ис-то-ри-че-ской и бы-то-вой дос-то-вер-но-сти.» Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 1976, стр. 528-529 Во-вто-рых, его вы-со-кую ху-до-же-ст-вен-ную цен-ность.

От-рыв-ки из про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры, ис-поль-зуе-мые на уро-ках ис-то-рии, долж-ны в се-бе со-дер-жать:

1. жи-вое изо-бра-же-ние ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, изу-че-ние ко-то-рых пре-ду-смот-ре-но школь-ной про-грам-мой;

2. об-ра-зы ис-то-ри-че-ских дея-те-лей и изо-бра-же-ние на-род-ных масс;

3. кар-тин-ное опи-са-ние об-ста-нов-ки, в ко-то-рой раз-во-ра-чи-ва-ют-ся со-бы-тия про-шло-го.

Т. е. ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра по-мо-га-ет луч-ше ус-ваи-вать ис-то-ри-че-ские со-бы-тия. Но не ка-ж-дое про-из-ве-де-ние ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры мо-жет быть ис-поль-зо-ва-но на уро-ке ис-то-рии. Ну-жен тща-тель-ный от-бор.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.