Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методика использования схем и рисунков при изучении оптики в курсе физики средней школы
b>Задача 2На стене висит зеркало высотой h=1 м. Человек стоит на расстоянии а=2 м от зеркала. Какова высота H участка противоположной стены, который может видеть в зеркале человек, не изменяя положения головы? Стена находится на расстоянии b=4 м от зеркала.Рис. 103Недостатками данного рисунка считаю: Неудачное обозначение высоты зеркала h, т.е. стрелка указателя высоты пересекается с перпендикуляром, что может сбить учащихся от правильного восприятия рисунка. Для исправления данного недостатка необходимо перенести обозначения правее.Следовало бы ярче выделить условное обозначение зеркала. Также следовало бы выделить обозначение стены. Кроме того, на рисунке изображён посторонний объект, который не относится к условию задачи.Достоинством данного рисунка является то, что углы обозначены двумя разными, отстоящими по высоте друг от друга дугами. А на многих других рисунках это часто не соблюдается.
Задача 3
Пловец, нырнувший с открытыми глазами, рассматривает из-под воды светящуюся лампочку, находящуюся над его головой на расстоянии
h
=
75 см от поверхности воды. Каково будет кажущееся расстояние
Н
от поверхности воды до лампочки? Показатель преломления воды
п =
1,33.Рис. 104На изображении (104) показан рисунок к задаче.Недостатком этого рисунка считаю, что изображение угла является непонятным. Т.е. можно предположить что угол - это совершенно другой угол, расположенный между двумя лучами, а не лучом и перпендикуляром. Дуга, обозначающая угол на нижней части рисунка практически не различима. Кроме того не указаны границы на обозначении высоты h.
Задача 4
На дне водоема, имеющего глубину
Н
-
3 м, находится точечный источник света. Какой минимальный радиус
R
должен иметь круглый непрозрачный диск, плавающий на поверхности воды над источником, чтобы с вертолета нельзя было обнаружить этот источник света? Показатель преломления воды
п =
1,33Рис. 105На рисунке показан рисунок к задаче. Недостатком этого рисунка является то, что при указании радиуса диска необходимо указывать выноски центра и края диска.В задачах идёт речь о двух средах, в которых распространяется свет, а именно: воздух и вода. А на рисунке это никак не отображено.
Задача 5
Луч света падает на стеклянную пластинку с показателем преломления под углом
а.
Толщина пластины
d
.
Определить, насколько сместился вышедший из пластины луч относительно падающего.Рис. 106Глядя на этот рисунок можно ошибочно предположить, что луч распространяется в двух одинаковых средах, но по условию задачи имеется две среды с различными показателями преломления. А на рисунке это никак не отображено. Кроме того, на рисунке неудачно отображена разность хода лучей l. А в остальном рисунок приемлем.
Задача 6
На расстоянии d = 40 см от тонкой собирающей линзы находится предмет высотой h = 10 см. Определить величину изображения Н, если фокусное расстояние линзы F = 15 смРис. 107В целом рисунок отображает правила построения изображения предмета в линзе. Но недостатком считаю обозначение расстояния от линзы до объекта, т. к. к обозначению какого-либо расстояния делаются выноски.
Задача 7
Луч света падает на прозрачную пластинку толщиной 2 см под углом, синус которого 0,8. На сколько миллиметров сместится луч при прохождении пластинки? Показатель преломления вещества пластинки 4/3.Рис. 108На рисунке показании среда, в которой падает луч на прозрачную пластину и сама пластина обозначены разными цветами, что акцентирует внимание на том, что луч идёт в различных средах с различными показателями преломления. Еще одним достоинством рисунка считаю обозначением углов и . Они обозначены разным количеством дуг, что указывает на то, что эти углы различны.
Задача 8
Какая часть изображения стрелки зеркале видна глазу (см. рис.)?Вся стрелка.1/2.1/4.Стрелка не видна вообщеРис. 109Задание является нестандартным и требует умения применять знания на практике. Рисунок выполнен на расчерченном в клетку поле, что позволяет легче увидеть и оценить результат. На рисунке все предметы изображены условно, но достаточно легко для восприятия. В целом рисунок приемлем.
Задача 9
При отражении от тонкой пленки (см. рис.) интерферируют световые пучки:
1)
1
и
2;
2) 2
и
3;
3
)
3
и
4;
4)
4 к 5
.
Рис. 110В целом рисунок удачен. Указан ход лучей, лучи пронумерованы. Но недостатком считаю то, что тонкая плёнка сама по себе никак не обозначена. Я думаю, что для лучшего восприятия тонкую плёнку следовало выделить каким-то образом, например, выделить другим цветом или подписать.
Задача 10
В призме угол при вершине равен 30°. Луч, пушенный перпендикулярно одной из граней, выходит из нее так, как показано на рисунке. Каков показатель преломления материала призмы?Рис. 111Недостатком данного рисунка считаю: 1) не указано на рисунке, что угол падения луча на призму равен 900; 2) Не указано в какой среде находится призма, хотя для решения данной задачи эти данные требуются.
Задача 11
Если луч лазера направить в торец плоской прозрачной пластмассовой линейки под углом 30° к нормали, как показано на рисунке, то он выйдет из линейки на отметке 5,7 см. Определите показатель преломления материала линейки. Ответ округлите до десятых, умножьте его на 10 и полученное число впишите в бланк ответов.Рис. 112Донный рисунок слева очень загромождён: стрелки изображены очень крупно. Обычно если разговор идёт о нормали к поверхности, то указывается на рисунке угол в 900, чтобы подчеркнуть что это является нормалью. На рисунке такого обозначения нет.
Задача 12
На рисунке представлена схема получения интерференции света с помощью плоского зеркала. Центральный интерференционный максимум наблюдается в точке
О
экрана. Расстояние от источника до зеркала равно
h
,
длина волны источника А, = 600 нм. Луч / идет параллельно зеркалу и попадает в точку
А
экрана, где наблюдается второй интерференционный минимум. Чему равно расстояние
h
в этом опыте?Рис. 113Рисунок полностью отображает условия задачи. Делает его более наглядным. Все данные, приведённые в условии задачи, отображены на рисунке очень грамотно.
Основные рекомендации по созданию схем и рисунков с помощью компьютерных программ
Создание схем, рисунков, таблиц, диаграмм и многих других способов графического отображения данных, задача не из лёгких. Многие учителя порой испытывают затруднение в создание на компьютере тех или иных изображений, порой даже не зная, что существуют множество программ, облегчающих создание схем и рисунков, необходимых для преподнесения ученикам материала курса физики. Ниже я привёл самые популярные и простые в использовании программы, с помощью которых учителя смогут делать схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и многие другие иллюстрации.Одна из самых известных программ для создания изображений, является программа Paint. Она есть на каждом компьютере, где установлена операционная система Windows 98/ME/2000/XP/Vista. Кроме того, эта программа одна из самых простых в использовании.Недостатком этой программы является то, что она предназначена для создания и редактирования несложных рисунков.Помимо Paint существует программа: «Геометрический планшет». Она имеет приблизительно с такие же возможности.Рис. 102 программа Геометрический планшетДля создания более сложных изображений существует программа CorelDraw. Она предназначена для создания векторной графики. Работа в ней требует более обширных знаний и приобретения специфических навыков. Но данная программа предлагает более широкий спектр возможностей работы с графическими изображениями.Рис. 103 программа CorelDrawТак же можно создавать схемы и рисунки в текстовом редакторе Microsoft WORD. Эта программа знакома практически всем людям, умеющим работать на компьютере. В этом редакторе имеется набор автофигур, которые позволяют создавать примитивные объекты. Но, т. к. Microsoft WORD специально не предназначен для построения изображений, то этот процесс является затруднительным и довольно продолжительным по времени.Рис. 104 программа Microsoft WORDКроме программ для создания изображений, существуют программы для их редактирования.
Заключение
Итак, я проделал работу по проведению анализа рисунков из разных источников, также провёл анализ программ для построения схем и рисунков. Проделанная мною работа поможет учителям и преподавателям обращать внимание на рисунки, предлагаемые авторами учебников и устранять их, используя для этого программы, описанные в моей курсовой работе.В дальнейшем можно расширить эту работу следующим образом: провести сравнительный анализ рисунков из других разделов физики, предложить свои схемы и рисунки.
С
ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гомонова А.И. Физика. Примеры решения задач, теория. Справ. Пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 448 с.: ил2. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Физика / Авт.-сост. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2003. - 222 с.3. Единый государственный экзамен 2003: Контрольные измерительные материалы: Физика / Авт.-сост. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2004. - 240 с.4. Единый государственный экзамен 2004: Контрольные измерительные материалы: Физика / Авт.-сост. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2005. - 231 с.5. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений - 3-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2003. - 416 с.: ил6. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 336 с.7. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 191 с.8. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2001. - 208 с.9. Физика и астрономия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, А.И. Бугаев и др.; Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. - М.: Просвещение, 1999. - 303 с.10. Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями: учебное пособие / А.И. Черноуцан. - 5-е изд. - М.:КДУ, 2006. - 352 с., ил.
Страницы:
1
,
2
, 3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.