VI. Домашнее задание (1 мин).
Выполните чертеж одной из деталей в необходимом и достаточном количестве видов.
VII. Заключительная часть (1 мин).
Какие выводы по изученному материалу можно сделать? (Правильно выбирать положение детали для главного вида и выполнять чертежи деталей в необходимом и достаточном количестве изображений). [7], [15], [17], [18]
2.3 Формы и методы обучения графике
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия.
На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов.
Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и единой классификации. Познакомимся с важнейшими подходами.
Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификацию по уровню включения в творческую деятельность, выделив следующие методы:1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают;2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму;3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения;4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поиск их решения;5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему.
Е.И. Перовскому и Д.О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают:
1. словесными;
2. наглядными;
3. практическими.
Наиболее практичной признана разработанная Ю.К. Бабанским организационная классификация, выделяющая:
1. методы организации учебно-познавательной деятельности;
2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся:1 Методы получения новых знаний:
· вербальные методы:
- рассказ;- объяснение;- лекция;- беседа.
· наглядные методы:
- иллюстрация;
- демонстрация.
Содержание учебного материала курса графики тесно связано с жизнью, производством и поэтому возможности для наглядности обучении велики.
Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые учащиеся могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.
Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.
Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.
Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.
Также одним из способов повышения эффективности уроков графики является использование диафильмов и кинофильмов.
Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают условие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.
Объектив позволяет приблизить к жизни, связать с производством изучаемый материал, показать, где применяется на практике то, что рассматривается в школьном классе, а ознакомившись с тем, где практически применяются те или иные построения, учащиеся понимают, для чего нужно их изучать.
· методы полусамостоятельной работы:
- работа с книгой;.
- организация наблюдения.
В практике редко встречаются уроки, целиком посвященные
самостоятельной работе учащихся. Это весьма неэффективно.
Обучение графике необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа учащихся в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим учащихся в самостоятельную работу, должна быть система графических познавательных заданий.
2 Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:
· упражнения
· лабораторные работы
· практические работы.
3 Методы закрепления и повторения изученного материала:
· вышеописанные методы: упражнения, практические и лабораторные работы;
· беседа;
· повторение - процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее или аналогичных им заданий.
4 Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
· освоение элементарных норм ведения
· метод взаимной проверки домашних и прочих заданий; ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях;
· прием взаимных заданий заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте.
· временная работа в группах. Обычное число членов группы - 3-6 человек. В конце работы каждая группа выбирает представителя, и тот докладывает классу выработанные предположения;
· создание ситуаций совместных переживаний. Суть - совместная деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Для этого в ответе или подготовке к ответу участвует не один, а два или более учащихся;
5 Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуаций успеха в обучении - создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения;
· поощрение и порицание в обучении. В качестве поощрения может выступать похвала, повышенная оценка, одобрение выбранного направления; порицание и другие виды наказания должны быть исключением и применяться лишь в вынужденных ситуациях;
· использование игр и игровых форм организации учебы;
· постановка системы перспектив - метод, тщательно разработанный А.С. Макаренко. Он считал, что перед учениками необходима постановка перспективы трех уровней: ближней, рассчитанной на время одного задания, урока, учебного дня; средней - на неделю, четверть или год, и дальней - на несколько лет или на всю жизнь;
6 Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств:
· творческое задание - учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые;
Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся является использование задач, которые для своего решения требуют от учащихся обобщения, анализа исходных данных.
· постановка проблемы или создание проблемной
В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимся проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.
Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку переработаны, продуманы учителем. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к черчению, повышать активность обучения школьников.
· дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме; целесообразно использовать, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, но закладывать основы нужно еще в начальной школе;
· создание креативного поля - метод Богоявленской; ученикам предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Таким образом, вместо узкой проторенной тропинки, предлагаемой в рамках общих подходов, перед учеником разворачивается креативное поле решений; это воспитывает нестандартный подход;
· перевод игровой деятельности на творческий уровень - введение в хорошо известную и привычную игру новых элементов, дополнительного правила, нового обстоятельства, очередного задания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10