Второе задание 90% учащихся составили синонимические ряды более чем с двумя членами (легкий, несложный, простейший; размышлять, мыслить; боязнь, ужас). 9% подобрали только по одному синониму к предложенным словам. Результаты выполнения задания подтверждают осознание младшими школьниками того, что для называния одних и тех же предметов, признаков, действий существует не одно, а два и более близких или тождественных по значению слов.
В третьем задании три синонимических ряда (неправильный, неточный, неверный, ложный, ошибочный; мелкий, неглубокий; беспощадный, жестокий, бессердечный, свирепый, безжалостный) и лишнее слово - меткий выделили 52% учащихся. 47% испытуемых выполнили задание частично, указав не все члены синонимических рядов. Группировка слов по сходству значений помогает осознавать соотносимость слов друг с другом через количественные и качественные оттенки значений, развивает способность к систематизации.
В четвертом задании 71% учащихся подобрали безошибочно антонимы к предложенным словам по общему признаку "температура воздуха": мороз - жара, холод - тепло, стужа - зной. Задание по расположению слов по возрастанию признака ученики 4-го класса выполнили несколько хуже - 19% учащихся.
Остальные дети либо расположили пары слов неправильно, либо оставили эту часть без внимания.
Пятое задание выявило следующие результаты: 52% школьников назвали два и более синонимов к словам-антонимам.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенных нами упражнений, направленных на осмысление системных отношений в лексике на примере связи синонимов и антонимов. Учащиеся осознали, что к каждому члену антонимической пары можно подобрать синонимический ряд, овладели структурой некоторых тематических рядов с постепенным переходом к новому качеству.
Заключительное задание показало следующие результаты: в первом примере большинство детей (85%) выделили синонимы бесконечный, необъятный, толкование значений этих слов было дано при помощи толкового словаря. Однако не все учащиеся, правильно выделевшие близкие по значению слова, указали их функцию в контексте. Только 14% детей отметили, что слова бесконечная, необъятный использованы для "точного описания", "расширения пространства", "красивого описания".
Во втором примере все без исключения выделили и объяснили значение слов-антонимов радость - огорчение. 19% учащихся указали, что эти слова используются для "противопоставления", "показывают разные состояния". Подобные упражнения позволяют не только узнавать изучаемые лексические понятия, толковать значения слов, но и способствуют определению функции слов, вступающих в системные связи, совершенствуется логическое мышление детей, развивают познавательный интерес учащихся.
Сравнительный анализ экспериментов
В результате сравнения констатирующего и контрольного эксперимента мы видим, что высокий и средний уровни знаний у учащихся повысились, а низкий наоборот понизился. Исходя из этого, делаем вывод о том, что формирующий эксперимент был результативным. Это особо заметно на приведенной ниже диаграмме.
Выводы по 3 главе
1. К началу проведения формирующего эксперимента у большинства испытуемых лексические знания и умения (определение семантики слова, противопоставленности значений слов, умение правильно подбирать к словам синонимы и антонимы, осознавать взаимосвязь лексических отношений) определялись как недостаточно сформированные. Невысоким был и уровень использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов, поскольку в этом направлении не проводилось специально организованной работы.
2. К концу контрольного эксперимента лексические знания и умения у значительной части испытуемых улучшились. У многих школьников сформировались и новые учебно-языковые умения: умение выстраивать ряды с возрастанием или убыванием качества, действия, признака; умение осознавать связи между синонимией и антонимией (составлять синонимические ряды к каждому члену антонимической пары, выстраивать антонимические пары из членов синонимических рядов); умение определять функции синонимов и антонимов в речи; точно использовать синонимы и антонимы в контексте; перестраивать предложения путем замены слов их антонимами и др.
3. Формирование учебно-языковых умений в области лексикологии на основе представлений о системности синонимических и антонимических связей - длительный и трудоемкий процесс, требующий систематической и целенаправленной работы, а также использования специальной системы упражнений. Осознание слова как элемента лексической системы способствует более полному и всестороннему пониманию значения слова, уместному и точному его употреблению лексических единиц как в устной, так и в письменной речи.
Заключение
В настоящее время начальная школа нуждается в совершенствовании методики словарно-семантической работы, т.к. существующая практика обучения не ориентирует младших школьников в словарной системе русского языка.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что учащиеся начальной школы способны рассматривать лексические явления в совокупности парадигматических и синтагматических отношений, воспринимая в адаптированном виде идею о системности лексики.
Изучение системных синонимических и антонимических связей позволило формировать у детей лексико-семантический взгляд на слово. Это подтверждает анализ результатов экспериментального обучения.
У значительной части испытуемых улучшились лексикологические знания и умения: определение синонимов и антонимов - на 25%, толкование лексического значения слов и выявление особенностей семантики - на 23%, подбор синонимов и антонимов - на 12,5%, подбор синонимов и антонимов к различным значениям многозначного слова - на 47%.
У многих школьников сформировались и новые учебно-языковые умения:
- умение моделировать синонимические и антонимические отношения, подбирать языковой материал по предложенным схемам-моделям (79%);
- умение выстраивать градационные ряды с возрастанием или убыванием качества (62 %);
- умение составлять синонимические ряды к каждому члену антонимической пары, образовывать антонимические пары из членов синонимических рядов (67 %);
- умения перестраивать предложение в связи с заменой слов их антонимами (98 %).
Описанные в дипломной работе исследования над синонимическими и антонимическими отношениями в лексике с позиции их системности представляет собой одну из попыток подойти с научных позиций к решению проблемы совершенствования словарно-семантической работы в начальной школе.
В связи с этим представляется возможным определить перспективные направления предпринятого нами исследования:
- дальнейшие поиски эффективных методов и приемов изучения в начальных классах системных связей в лексике;
- создание системы словарно-семантических упражнений во всех классах начальной школы;
- разработка спецкурса для студентов педагогических вузов с целью подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию русского языка с позиции системного подхода.
Список литературы
1. Акуленко В.В. Лексические средства выражения интенсивности качественного признака в современном русском языке. - Харьков: Харьк. ун-т, 1987. - 215 с.
2. Александрова П.С. О принципе составления словаря синонимов русского языка // Лексикографический сборник. - М. - Л.: Наука, 1963. - С.11 - 22.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А.Чешко. - М.: Рус.яз., 1986. - 600 с.
4. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 365 с.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык/ М.: Азбуковник. 1999
6.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.; Рус.яз., 1994.-455с.
7. Белянкова Н.М., Калишкина С.А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе. // Начальная школа, 2002 № 9. С. 57 - 59.
8. Брагина Л.А. Синонимические отношения в лексике и словарная статья // Современная русская лексикография. - Л.: Наука, 1981. - С. 54 - 61.
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 1 кл. (1-4) // Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 64 с.
10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 2-го кл. (1-4) и 1-го кл. (1-3) // Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 167 с.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 1.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 144 с.
12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 2.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000. - 320 с.
13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 4-го кл. (1-4) и 3-го кл. (1-3)// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000. - 208 с.
14. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. [ Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец "Рус.яз. и лит.": Сборник / Вступ. ст. И.Ф. Протченко]. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
15. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1962.- 246 с.
16. Волина В.В. Русский язык. Переиздание - Екатеринбург: Издательство "Арго", 1996 (Серия "Учимся играя").
17. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
18. Введенская Л.А. Словарь синонимов русского языка. - 2-е изд., доп. - Ростов - на - Дону, 1982. - 170 с.
19. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. - М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997. - 400 с.: ил.
20. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
21. Голуб И.Б,, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. Международ. отношения, 1993.-280с.
22. Гольцова А.А., Жуков Е.В. «Современный русский литературный язык», Москва 1982
23. Дунаев А.И., Дымарский М.Я. Кожевников А.Ю. Русский язык и культура речи; учебник для вузов; Под.ред. В.Д, Черняк.- М. высшая школа; С-ПБ. издательство РГПУши А.И. Герцина, 2002.-509с.
24. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975.-С. 11.
25. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Просвещение, 1999. - 127 с.
26. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
27. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
28. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с.
29. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 159 с.
30. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
31. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
32. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. - 1982 - №1 - с. 22.
33. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие 2-е издание М. Флинта, Наука, 1999 №5.
34. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 244 с.
35. Клюева В.Н. Типы упражнений по антонимам // Русский язык в школе. - 1958. -№ 3. - с. 34 - 37.
36. Кодухов В.И. «Рассказы о синонимах»Москва 1984
37. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1972
38.Красных В.В жизненный или житейский? Русская речь 2000 № 1.
39. Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / М.: Просвещение, 1981.
40. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.
41. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., "Высшая школа", 1974.
42. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
43.Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова - М. 2001.-198с.
44. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
45. Новикова Л.А. Словарь антонимов русского языка / М., 1984.
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Российская АН; Российский фонд культуры, 1996. - 928 с.
47. Перчик Л.С. Русский язык и культура речи. Чел. 2004.
48. Попов Р.Н.,Вальков Д.Н., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
49. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. - М.: Просвещение, 1982. - 24 с.
50. Програмно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А.Вохмянина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
51. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998. - 622 с.
52. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 112 с.
53. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 208 с.
54. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
55. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
56. Ушинский К.Д. Сочинения. - Т. 6. - М. - Л., 1946. - 448 с.
57. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
58. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - Москва 1978г.
59.Черняк В.Г. Русский язык и культура речи / М. 2003.-203с
60. Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯ Ш. - 1978. - № 4. - С. 37.
61. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика / М. 1989 - С. 270.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13