Методика изучения звуков на уроке русского языка в начальной школе
Урок 1
Задачи:
1: Сообщение темы урока: - Сегодня мы изучим новые звуки. Но сначала давайте подготовим наш артикуляционный аппарат.
2:Артикуляционная гимнастика.
1. Жил был язычок, длинный - предлинный, вот такой. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет «раз - два». (повторить 8 - 10 раз)
2. Жил он за заборчиком - зубами. Покажите, какой ровный заборчик - зубы. Оббьем движений - как при артикуляции звука «и». Под счет «раз - два» губы раздвигаются и снова смыкаются. (повторить 8 - 10 раз).
2а): А с какими, вы узнаете, поиграв в игру «Доскажи словечко»:
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать…(сверчок).
То погаснет , то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …(светлячок)
Ходит длинный, пасть с клыками.
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он,
Ты узнал, кто это?...(слон)
2б) - Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук [с] - согласный, глухой, твердый.)
- вспомните слова со звуком [с']. (Сено [с'], силач [с'], сирота [с'] и др.)
2в) Дорисуйте схему - "звуковичка". С.
3:Звуковой анализ слова со звуком [с] слон, [с'] сено
4: Постановка звуков:
- При произнесении звука [с] язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, вы ее можете ощутить, если поднесете ко рту руку (тыльной стороной кисти).
Вспомните, с каким звуком воздух выходит из насоса и свистит («с - с - с - с - с»)
5:Автоматизация усвоенного звука: сначала в закрытых слогах: ас, ос, ус, ыс; словах: ус, нос, мыс, квас, овес, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах : са, со, су, сы; словах: оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок (ученики повторяют за учителем).
Звук [с'] можно вызвать путем подражания после того, как звук [с] будет автоматизирован. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю (ученики повторяют за учителем). При этом ребенок должен улыбаться, так как растягивание уголков рта способствует продвижению языка вперед и смягчению звука.
- Улыбнитесь и повторяйте за мной.
Когда будет усвоено правильное произношение звука [с'] в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах: Ася, Люся, гусята, лисята, лосята, осина, висит, носит, косит, василёк, лось, гусь, боюсь и т. п.
6: Работа по закреплению:
Чистоговорки
(Повторяют за учителем)
Са - са - са, к нам летит оса.
Са - са - са, в лесу живет лиса.
Са - са - са, у Сони русая коса.
Со - со - со, укатилось колесо.
Сы - сы - сы, вот стоят весы.
Сы - сы - сы, у нас теплые носы.
Су - су - су, я суп несу.
Су - су - су, стадо я пасу.
Ас - ас - ас, мы любим квас.
Ас - ас - ас, у нас свет погас.
Ос - ос - ос, Света ест абрикос.
Ёс - ёс - ёс, в поле рос овёс.
Си - си - си, к нам плывут караси.
Ся - ся - ся, я боюсь гуся.
Ся - ся - ся, Костя ловит карася.
Сю - сю - сю, подожду Люсю.
Ось - ось - ось, вот идет лось.
Сят - сят - сят, у Симы десять лисят.
Предложения (Повтор за учителем) У сосны - сук. Сова сидит на суку. У Славы русые волосы. (Мама поставила на стол суп и салат. У Люси есть гуси. Люся пасет гусей. У Аси синий василек. Сёма сидит на сене.)
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки (Повтор за учителем)
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
У маленькой Сани санки едут сами. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. (Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит. Спелое яблоко само с дерева валится. Сено Сене Костя косит - в сени сено Сеня носит. Сеня вез воз сена. Носит Сеня сено в сени - спать на сене будет Сеня. Семь бед - один ответ.)
Урок 2
Цель:
1: Сообщение темы урока. Формулируют ученики после рассматривания с. 118
2: Артикуляционная гимнастика
1. Проснулся язычок рано утром
3: Звуковой анализ слов со звуками [з], [з']- Что изображено на картинках? (Зонт, зебра) страница
Зонт, произнесите 1 -й звук в слове, дайте характеристику звука ([з] - согласный, звонкий, твердый). Зебра. Дайте характеристику 1 - го звука [з'] - согласный, твердый, мягкий.
Постановка звука [з] не вызовет трудностей после того, как звук [с] будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях:
- Звук [з] произносится так же, как и звук [с], только с участием голоса. (Поставить звук [з] помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани).
- Прикоснитесь рукой к своей шее. Сначала взрослый произносит звук [с], потом плавно переходит на звук [з]. После нескольких демонстраций ребенок должен произнести эти звуки сам. Следует обратить внимание ребенка на разное звучание этих звуков: [с] - тихий звук, [з] - громкий.
Изолированный звук [з] закрепляют с помощью звукоподражания ( - Маленький комарик, а звенит громко: «з - з - з - з»). При произнесении звуков [з] и [з'] артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении [с] и [с'], только спинка языка несколько выше, голосовые связки вибрируют, выдох менее напряжен.
5: После того как ребенок стал правильно произносить звук [з], можно приступить к автоматизации звука в открытых слогах (за - зо - зу - зы), а далее переходить к словам, в которых этот звук находится в начале слова: замок, зонт, зубы, зайка; в середине слова: ваза, коза, тазы, слёзы, узлы, газон, гнездо. ( повтор за учителем).Слов со звуком [з] в конце в русском языке нет, так как он в этой позиции приглушается и звучит как [с].
Требуется отработать слоги: зи, зя, зе, зю. Потом можно переходить к автоматизации звука в словах: зима, Зина, зяблик, зелень, зеркало, зебра; магазин, музей, друзья; грязь и т. д. (Повтор за учителем)
(Повтор за учителем)
За - за - за, падает береза.
За - за - за, у Лизы синие глаза.
За - за - за, приближается гроза.
Зу - зу - зу, мы стоим внизу.
Зу - зу - зу, я морковь грызу.
Зу - зу - зу, мы поймали стрекозу.
Зы - зы - зы, мимо ехали возы.
Зы - зы - зы, в углу стоят тазы.
Зи - зи - зи, ты Зину отвези.
Зя - зя - зя, спички брать нельзя.
Зин - зин - зин, наплетем корзин.
Зин - зин - зин, мы пошли в магазин
Предложения (повтор за учителем)
У Зои заболели зубы. В вазу поставили мимозу. Лиза завязывает золотой бант. Зоя забыла зонт у лизы. На возах везут арбузы. Зоя и Лиза разбили вазу. В поезде везут заказные письма. Захар опоздал на поезд. Зоя знает азбуку. Папа читает газету. У Зины забавный зверек. Возле зеркала сидит обезьяна. Зоя идет в магазин. В магазине есть зефир. Зина в корзину кладет землянику. По земле ползет змея. Зина едет на озеро. На озере зеленая травка. Кузьма был в музее. Зоя и Зина - друзья. Грузовик везет зерно. В магазине мы купили зеленый арбуз.)
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки
Видит волк козу, забыл и про грозу. Слышал звон, да не знает, где он. (Гуляй, да дело не забывай. Заставили козла огород стеречь. Будет зима - будет и лето. Зима кончается, весна начинается.)
Считалка (Повтор за учителем)
Захар змея запускает,
Зоя с зайкою играет,
Зина в лес вчера пошла,
Землянику там нашла.
Урок 3
1: Сообщение темы урока: - Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Подготовим наш артикуляционный аппарат.
2а) - Отгадайте загадку:
Есть такой циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу. (циркуль)
б) - Найдите в азбуке соответствующую отгадке картинку.
3: Звукобуквенный анализ слова циркуль.
4: Постановка звука: - Звук [ц] сложный, он состоит из звуков [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим. Оба звука произносится без разрыва, слитно. При быстром произнесении звука [ц] вы ощущаете один удар воздушной струи, а не два.
Мама спит, как девочка попросит не шуметь: («ц - ц - ц - ц»).
5: Автоматизация в слогах: ац, оц, уц, ыц; словах: заяц, отец, колодец, молодец, умница, больница, улица, лестница, пальцы, зайцы, ножницы, цыплёнок, цирк, цифра и т.п.
Чистоговорки (повтор за учителем)
Ец - ец - ец, сказочный дворец.
Ец - ец - ец, выступал у нас певец.
Ца - ца - ца, на ветке пыльца.
Цо - цо - цо, подарили мне кольцо.
Цы - цы - цы, сажаем огурцы.
Ца - ца - ца, зацвела акация.
Цо - цо - цо, цыплята ывшли на крыльцо.
Цы - цы - цы, победители - пловцы.
Предложения (Повтор за учителем)
У максима ранец. Это - указательный палец. На ветке сидит скворец. Тетя Оля - продавец. (Мы купили ситец. Пастух пасет овец. Иголки находятся в игольнице. Кошка лакает молоко из блюдца. Оля и Петя занимаются танцами. По земле прыгает синица.)
Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь. Из соседнего колодца целый день водица льётся. (Цыпленок с курицей пьют чай на улице. Скворцы и синицы - веселые птицы.)
Урок 4
3: Рассмотрите рисунки. Давайте их озвучим. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)
Что общего в произношении этих слов? (Слышится звук [ш].)
Дайте характеристику звука [ш]. (Это согласный т.к. воздух встречает во рту преграду, не может образовать слог, глухой, твердый. )
Игра «Доскажи словечко»
Страницы: 1, 2