Рефераты. Методика патриотического воспитания в начальной школе

p align="left">уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполага-ет формирование правового сознания и правовой культуры;

глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

уважения к правам и свободам челове-ка и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож-дения, имущественного и должностного положения, места жительства и отноше-ния к религии;

глубокого уважения к общечеловече-ским ценностям, общечеловеческой циви-лизации (мир, безопасность, свобода, воз-можность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманиз-ма, обеспечение прав и свобод лично-сти);

уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровожде-ние этой работы разъяснением безуслов-ного права всех народов на свободное пользование родным языком;

уважения к национальному достоин-ству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

уважительного отношения к нацио-нальной и конфессиональной принадлеж-ности человека, к этнокультурным и рели-гиозным запросам людей;

непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шови-низма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или рели-гиозной исключительности;

веротерпимости и уважения религиоз-ных чувств людей;

уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским госу-дарством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания,обра-зование носит светский характер.

Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению соответствую-щих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекаю-щие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений осново-полагающие, фундаментальные идеи, ис-ходные положения и системы требова-ний, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспита-тельного процесса. В принципах воспита-ния выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспи-тательной работы.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами вос-питания. Он призван учитывать как при-роду самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействи-ем которых протекает процесс социализа-ции молодого поколения.

Органы власти и общественность при-званы, руководствуясь принципами госу-дарственной национальной политики, ре-гулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляет-ся на уровне этнических общностей и на-ционально-территориальных образований.

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских вза-имоотношений народов России (на психо-логическом, межличностном уровнях) че-рез воспитание у граждан чувств россий-ского патриотизма, дружбы народов и ве-ротерпимости.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание об-разования и воспитания при обязатель-ном условии общественного и государ-ственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, об-щественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию[4,89]. К прин-ципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:

укрепление единства и целостности Российской Федерации;

учет в воспитании особенностей раз-личных категорий населения (дошкольни-ков, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работни-ков госучреждений, военнослужащих, жи-телей городов и сел);

сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений наро-дов России, их сплочение в едином феде-ративном государстве;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Фе-дерации;

содействие мирному разрешению ме-жэтнических противоречий и конфликтов;

развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

укрепление положительного во взаимо-отношениях народов и религиозных кон-фессий страны;

гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

сочетание в воспитании национально-го, гражданско-патриотического и обще-человеческого;

обеспечение взаимопонимания и со-трудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

формирование у каждого нового поко-ления национального самосознания, от-крытого для восприятия ценностей дру-гих народов;

предотвращение межнациональных конфликтов;

учет в воспитании религиозных и кон-фессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса ве-роисповеданий; сотрудничество с тради-ционными религиями в воспитании чув-ства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

распространение объективной инфор-мации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного един-ства, межнационального мира, сотрудни-чества и взаимопомощи;

учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и на-циональных меньшинств страны по сохра-нению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

сохранение самобытной культуры, язы-ков, традиций и среды обитания корен-ных малочисленных народов Севера, Си-бири и Дальнего Востока;

учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геопо-литического положения и последствий вооруженных конфликтов;

защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-куль-турных особенностей;

овладение русским языком -- сред-ством межнационального общения и взаи-мосближения народов России и СНГ;

обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурно-го пространства.

1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-пат-риотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, кото-рая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учеб-ных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозмож-но осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в об-щеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он дол-жен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сер-дце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихот-ворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой... Укропом пахнет с огорода... Родимый край...

Кресты родных моих могил, и над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в зеленой раме рощ вербовых, зерно с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне сильней всех дивных стран за дальними морями, где красота природы и искусство создали мир очарований. Тебя люблю, родимый край.

Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная -- щемят мне сердце сладкой бо-лью печали, невыразимо близкой и родной.

Молчание мудрое седых курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных рыцарей бы-лых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими ко-стями простор зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?

Во дни безвременья, в годину смутную развала и паденья духа я, ненавидя и любя, слезами горькими оплакивал Тебя, мой Край Родной...»[8,59]

Это произведение, созданное в 1918 г. (приведено в сокращении), не утратило своей свежести и актуальности и в наши дни.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано-вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка-ком бы языке ни говорили, Россия -- наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место -- город или хутор -- несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Ма-лая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического вос-питания учащихся должно быть познание и осознание ими сво-ей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начи-нается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение -- это со-вокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об от-дельных местностях или в целом страны, это всестороннее изу-чение своей местности -- природы, хозяйства, истории, быта людей -- преимущественно местными школами»[4,102]...

«Краеведение -- это прежде всего краелюбие», -- напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России из-бранный его председателем профессор С.О. Шмидт. [15]«Самый мас-совый вид науки», -- говорил о краеведении академик Д.С. Ли-хачев.[8,61] Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб -- един-ственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может об-суждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора[4,63].

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.

. Ведь без комплекс-ного, всестороннего изучения родного края (чем занимается крае-ведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впер-вые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родно-го языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, непод-купная любовь?»[5,71]

Родина без нас обойтись может, мы же без нее -- ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок[12,104]. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краевед-ческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.