Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный государственный медицинский университет»
Институт Ментальной Медицины
Факультет клинической психологии и социальной работы
Заочное отделение клинической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика преподавания психологии»
на тему «Методика подготовки проблемной лекции»
Архангельск
2010
Содержание
Введение
Лекция
функции лекции
требования к лекции
классификация лекций
Проблемное обучение
особенности содержания
особенности методики
Заключение
Список литературы
Преподаватель психологии, конечно, не должен разрабатывать методики для подготовки студентов различных специальностей, проходящих обучение в ВУЗе. Но очевидно, что профессиональная компетенция современного преподавателя невозможна без специальных знаний и умений, связанных с результативной речью, а также без опыта коммуникативно-творческой деятельности по созданию разнообразных педагогических жанров. Однако его задача в том, чтобы будущий специалист, обучаясь и участвуя в практических занятиях по психологии, получил достаточно полное представление о возможностях проблемного обучения.
Это обусловлено следующими факторами - один из ведущих принципов эффективного обучения - принцип сознательной и творческой активности. Проблемное обучение требует от учеников активной мыслительной деятельности. Постановка интригующей проблемы, выдвижение гипотезы, поиск путей её обоснования / опровержения, сбор доказательств - всё это делает процесс познания творческим.
Также, следует отметить лекционную форму в контексте проблемного обучения, которая заслуживает особого внимания. Несмотря на то, что сегодня существует возможность выбирать различные методы и приёмы обучения, разнообразные дидактические средства (в том числе технические), предпочтение отдаётся сообщающим методам, и лекция широко распространена в профессиональной педагогической практике.
Итак, лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; главное звено дидактического цикла обучения. Является традиционной формой для высшей школы, где на её основе формируются курсы по многочисленным предметам учебного плана. Её основная цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Функции лекции:
информационная
(излагает необходимые сведения),
стимулирующая
(пробуждает интерес к теме),
развивающая
(дает оценку явлениям, развивает мышление),
ориентирующая
(в проблеме, в литературе),
разъясняющая
(направленная прежде всего на формирование основных понятий),
убеждающая
(с акцентом на системе доказательств),
воспитывающая.
Требования к лекции
нравственная сторона преподавания;
научность и информативность (современный научный уровень);
доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств);
эмоциональность формы изложения;
о
пределение актуальности, связи с практикой, места в системе других наук;
активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
методическая обработка - выведение главн
ых мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий.
Классификация лекций
По целям:
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете, знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.
Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал.
По формам:
Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы - ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы - ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации, постановка вопросов, организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Лекция-визуализация представляет собой собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму средствами наглядности или аудиовидеотехники (видео-лекция). В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: натуральные, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем темы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической). В конце лекции ошибки анализируются.
Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). Необходимо, чтобы диалог демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы, втягивал в обсуждение, побуждал задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. При этом процесс познания приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы имеющей противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить, раскрывается путем суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Проблемное обучение - обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального и критического мышления, а также предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, т.е. открытие учащимися, под руководством обучающего, выводов науки, способов действия, изобретение новых предметов или способов приложения знаний к практике.
Постановка учащегося в проблемную ситуацию рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей задачи. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает и стимулирует умственный поиск.
Особенности содержания
Содержание проблемной ситуации - учебная проблема, которая создаёт потребность решения интеллектуальной задачи, желания мыслить и оперирует такими понятиями, как проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание, проблемностъ как принцип обучения.
Проблемная задача - обозначает учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем или кем-либо из обучаемых, и в силу этого получившую ограниченное поле поиска. Здесь, содержанием выступает противоречие между известным знанием и неизвестным и ставит обучающегося в проблемную ситуацию, лишая его возможности получить готовый ответ. Его он должен найти путем мыслительных действий, используя в качестве средства ранее приобретенные знания.
Проблемный вопрос - входит в состав проблемной или отдельно взятой учебной задачи (вопрос-проблема), требующей ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т. п.
Страницы: 1, 2