Рефераты. Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента

p align="left">И посадки

Все в порядке,

Их

Теперь

Полить

Пора.

Необходимо проведение работы по соблюдению фонетических законов русского языка: на преодоление диалектного произношения [х] в конце слова.

Вся эта ночь у ног твоих Еще одно забывчивое слово,

Воскреснет в звуках песнопенья, Еще один печальный полувздох -

То тайну счастья в этот ми[к] И тосковать я сердцем стану снова.

Я унесу без выраженья. И буду я опять у этих но[к].

(А.Фет) (А.Фет).

(Кутузов)

О нем потом писали книги, Пел торжественно петух,

Превозносился в нем страте[к]; Эхом лес перекликался,

Тогда ж вокруг одни интриги, Ранний мир сиял вокру[к] -

Придворный холод, неуспех. Весь в лучах переливался.

(Н.Асеев) (Н.Асеев)

Хоть и у тебя немало мокрых Хорошо, обгоняя всех,

Свежих рощ - лишь щеки утирай,- Свежей кожею щек зазяблых

Я тебя славлю, курский окру[к], Ощущать разомлевший сне[к],

Соловьиный край… Словно сок мороженных яблок.

(Н.Асеев) (Н.Асеев)

Но душа и лицо ведь рядом Не враг я тебе, не вра[к]!

Истлевают, как талый сне[к]. Мне даже подумать страх,

Разливайся же горьким ядом, Что к ветру речей строга,

Ручейками звенящий смех! Ты видишь во мне врага…

(Н.Асеев) (Н.Асеев)

У учащихся вырабатываются различные навыки: навык анализирования фактов языка; навык контролирования себя во время речи, правильного литературного произношения и бережного отношения к слову.

4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными. Они могут состоять из одного или нескольких слов. К собственным относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименование предметов, созданных фантазией человека - имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.

Ономастика (от греч. onomastike) искусство давать имена.

В словаре русской ономастической терминологии читаем: «Ономастика - раздел языкознания, изучающий любые собственные имена». [Подольская 1988:96].

В состав ономастики неотдельно входит топонимика (о ней мы упоминали ранее), а также - как раздел топонимики - микротопонимика.

Собственные названия Курской области становятся предметом исследования. В 1974 году появляется «Гидронимический словарь Посеймья» А.И.Ященко.

«Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие общественные и естественные науки", - пишет В. Д. Бондалетов. [Бондалетов 1983: 3].

Вопрос о собирании ономастического материала звучит актуально и в настоящее время.

Так, Т. М. Майорова в статье «Ономастика в лингвокраеведческой работе» рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе, с последующим продолжением в высшем учебном заведении, предлагает программу для организации такой работы. Она отмечает, что «ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен». [Майорова 2000:43].

Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами и специфики изучаемых слов. И с этим учащихся следует познакомить при проведении работы с краеведческим материалом.

Человек имеет имя, отчество, фамилию, прозвище, псевдоним - это антропонимы (греч. Antropos - «человек», onyma - «имя, название»). Совокупность антропонимов - антропонимия. Наука, изучающая антропонимию, - антропонимика.

Географические объекты (реки, озера, моря, горы, низменности, города, села, области, страны, улицы, дороги и т.д.) также имеют собственные имена - топонимы (греч.topos - «место, местность», onyma - «имя, название»). Совокупность топонимов образуют топонимию. Наука, изучающая топонимию, - топонимика.

В словаре русской ономастической терминологии читаем:

«Топоним - собственное имя любого географического объекта, в том числе ойконим, гидроним, ороним, урбаноним, годоним, агороним, дромоним».

«Ойконим - вид топонима. Собственное имя любого поселения, в том числе городского типа».

«Гидроним - вид топонима. Собственное имя любого объекта, природного или созданного человеком».

«Ороним - вид топонима. Собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности».

«Урбаноним - вид топонима. Собственное имя любого внутригородского топографического объекта». [Подольская 1988: 127, 89, 48, 100, 139].

Каждая топонимическая система строго территориальна, поэтому можно говорить о топонимической системе отдельной деревни, определенного района, области. Системность географических названий складывается из самых разных показателей: из характера слов, послуживших основание для топонимов, из структурных особенностей формантов и способов их присоединения к словам, из количественных показателей. [Ономастикон Курской области 1999:4].

Местная топонимия - это название городов сел, деревень, поселков, области, края, это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков и т.п.), это названия, которые непрерывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков.

Топонимика изучает происхождение, развитие и современное состояние географических названий, их смысловое значение, лексический состав и грамматическое оформление и произношение.

Широкое применение топонимики находит в языкознании. Исследователь топонимов Курской области А. И. Ященко считает, что «изучение топонимов имеет большое значение для общего и сравнительного языкознания, история языка, особенно для исторической лексикологи и диалектологии, для анализа системы лексики современного русского языка и русского словообразования». [Ященко 1974:3]. Совершенно правильно указывает один из виднейших славянских топонимистов В. Ташицкий, что «расширение горизонтов языкознания в значительной мере зависит от успехов ономаcтических исследований». [Ташицкий 1961:11].

Изучение топонимов Курской области занимались такие ученые, как А. И. Ященко, В. И. Склярук и др.

4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе

Педагоги, методисты, учителя отмечают, что настоящее краеведение не мыслимо без занятий топонимикой, предполагающих ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой - и с жизнью и с деятельностью человека - "вся история имен социальна".

Эти занятия позволяют учащимся закрепить знания основ наук и выработать умение ими пользоваться. Достигнуть этого можно, лишь "вскрыв те связи, которые существуют между явлениями в реальной жизни, осветив надлежащим образом эти связи, познав, как они возникают и развиваются". [Остапец 1985: 14].

Топонимия часто привлекает учителей-словесников, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.

Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению "прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях". Кроме того в топонимии Курской области мы найдем "историю ее заселения и освоения, характеристику природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельность и т.п. В топонимах нашей области обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы древних народов, живших или кочевавших на ее территории: скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др." [Михайлов 1995:253].

Топонимика - важнейший элемент лингвокраевед-ческой работы. Она служит прекрасным средст-вом стимулирования интереса к изучению прош-лого и настоящего своего края путем поиска свя-зей между географическими условиями местнос-ти, историей, языком народа и отражением их в географических названиях.

Приобщение школьников к лингвокраеведческой работе по изучению топонимики способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.

Учитель, привлекающий школьников к изучению топонимики, "имеет редкую возможность, знакомя учеников с соответствующим явлением языка, широко использовать экстралингвистический материал, который активизирует познавательную активность детей". [Майорова 2000:44]. Они узнают не только об исторических изменениях в жизни людей, но и о любопытных процессах в языке, живо отражающих эти изменения.

Задача преподавателя в том, чтобы научить детей слушать и понимать слова, чтобы учащиеся овладели богатством языка и научились использовать его в своей речи.

Приведение примеров, что ученые-лингвис-ты, исследуя словарный запас древних народов и слова современных языков, сохранившие до-исторические корни, объяснили смысл многих географических понятий, может привлечь внимание учащихся к русскому языку. В большинстве своем эти названия представляют простейшие слова, обозначающие воду, горы, землю. И часто гео-графические названия, звучащие по-разному, обозначают одно и то же, например. Дон, Днепр, Дунай, известные нам как имена собственные, первоначально обозначали одно и то же: река, вода. Известные горные системы в Европе -- Карпаты, Альпы, Пиринеи ведут свои имена от древнего доиндоевропейского термина «кар» -- «камень», кельтского «альп» -- «гора, скала», баскского «пирен» -- «скала». Подобных при-меров в топонимике множество, встретимся мы с ними и в Курской области.

В топонимике Курской области мы найдем историю ее заселения и освоения, характеристи-ку природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельность и т. п.

Так, в топонимах нашей области обнаружива-ются, кроме русского языка и его диалектов, следы языков древних народов, живших или кочевавших на ее территории: скифских, тюрк-ских, угро-финских, древнеславянских и др.

Начать лингвокраеведческую работу по изучению топонимов можно на уроках русского языка, а также на уроках краеведения.

Местный топонимический материал на уроках русского языка можно использовать лишь в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок.

Рассматривая топонимы Курской области, нужно в первую очередь обратить внимание на реки, исключительная роль которой в жизни наших да-леких предков прослеживается в топонимике весьма явно.

Изучая курские гидронимы (названия водных объектов), мы сразу выделим группу «легкочитаемых», т. е. о происхождении которых легко догадаться по самому названию. Ведь, рассказы-вая о реке, мы обычно описываем ее течение, цвет и запах воды, характер дна, берегов, мест-ности, где река течет и т. д. Так же поступали и те, кто давал названия нашим рекам.

Итак, по характеру дна и берегов названы Илек, Песочная, Мелавка, Каменка. Сюда мож-но отнести и Осмонь, имя которой воспроизво-дится от иранского «асман» -- «камень». Тогда приток Осмони -- Каменистая Осмонька можно перевести как Каменистая Каменка.

По цвету и чистоте воды получили свои назва-ния Белица, Беличка, Болтушка, Взмут, Гни-лушка, Грязная, Журавый (от «жура» -- гуща). За ржавый цвет воды названы -- Красная, Руда, Рудочка, Рудавец, Рудавчик, Ржава, Ржавчик. Название реки Убля, возможно, происходит от славянского «убл» -- белый.

Использую вышеперечисленные названия рек, можно провести занимательный урок русского языка и одновременно познакомить с наиболее употребительными названиями рек Курской области.

Кроме того, задания о происхождении городов, рек или других географических объектов разовьют интерес учащихся к топонимике. Например, о происхождении названий городов Курск, Рыльск, Дмитриев, Суджа и реки Сейм.

Почти все авторы пособий и статей по лингвокраеведению, адресованных учителю, полагают, что более эффективна такая работа в сельской школе, что объектом лингвистического краеведения может быть только деревня: краевед должен прежде всего изучить историю села по рассказам старожилов и местным преданиям, что непосредственными объектами школьного краеведения могут и должны быть диалектная речь или говоры микрорайона, а также многочисленные и разнообразные имена, функционирующие в данной местности, то есть местная ономастика.

Т. В. Майорова предлагает для элементарных топонимических исследований в условиях городской школы привлекать архивные материалы (выписку из деловых документов ХVII-XIX в.в.), документальную, научно-популярную и художественную литературу о родном крае, географические карты, схемы и справочники административного деления разных лет, словари М. Фасмера, В. И. Даля. Конечно, нужны и городские экскурсии, и экспедиции за пределы города, и посещение музеев и библиотек.

В городской школе легче организовать встречи с людьми, занимающимися специальными (топонимическими) либо смежными исследованиями (например, местной историей), которые расскажут о своем увлечении, о результатах своих поисков.

Занятие целесообразнее начать с прослушивания небольших сообщений, которые сделают подготовленные учителем ученики. Посильным для всех окажется после этого участие в специальной викторине, конкурсных заданиях по материалам научно-популярных книг (Успенский Л. В. Имя дома твоего. Л., 1967; Успенский Л.В. Загадки топонимики. - М., 1969 Суперанская В.А. Как вас зовут? Где вы живете? - М.Б 1964.)

Из теории топонимики необходимо отобрать лишь наиболее важные вопросы, которые носят самый общий, упрощенный характер, к числу которых можно отнести: научное и практическое значение географических названий; что такое топонимика, в чем заключается важность ее изучения; виды топонимов; закономерности возникновения географических названий; дать понятие топонимической системы.

Начать топонимическое изучение родных мест можно со сбора известных названий улиц, площадей, переулков нашего города или отдельных его микрорайонов, окрестности села, рек и ручьев, прудов и озер, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности.

Когда наберется двадцать-тридцать, а может быть, и больше названий знакомых вам мест и географических объектов, тогда необходимо начинать разбираться в этих названиях. Это и будет объектом работы на уроках русского языка.

Учителю необходимо наиболее тщательно подготовиться к первому занятию, т.к. оно "призвано раздвинуть рамки школьного учебника, зажечь в школьниках искорку интереса к новому материалу". [Пастухова 1979:120].

Для организации и проведения уроков русского языка можно привлечь учителя географии. Как отмечает Е. М. Поспелов, в ансамбле географ-филолог-историк одинаково важна активная, заинтересованная работа каждого участника, так как, обращаясь к географическим названиям, учителя получают новое поле деятельности на уроках русского языка. [Поспелов 1981:119].

На уроках проведение работы по установлению, когда (примерно) и от какого слова могло образоваться данное название может заинтересовать учеников, а работа по определению происхождения фамилий учащихся надолго привлечет к себе внимание. Занимаясь таким видом работы, необходимо использовать методы ономастических исследований, в частности, исторический (сравнительно исторической), сравнительно-сопоставительный.

Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Таким образом, мы, словесники, может внести свой вклад в школьную реформу, требующую расширить воспитательные возможности каждого предмета, воспитывать потребность самостоятельно добывать знания.

Заключение

В связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней развитой личности за счет введения в систему образования регионального компонента и увеличения объема часов на изучение гуманитарных предметов. Так, в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени.

Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе мы выделили лишь некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Курска и Курской области, а также биографии известных курян.

Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.

Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из многообразия местного языкового материала, поэтому данная тема может быть разработана в другом направлении.

Список используемой литературы

1. Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. - 1997. - № 3. - с. 57-61.

2. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. - 1993. - № 4 - с.16-19.

3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М., 1983.

4. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. - М., 1992.

5. Волкова Н.А. Курские народные говоры как объект лингвистического изучения. // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сб. докладов на первой научной конференции. - Курск. 1995. - с. 14-18.

6. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. - 1993. - № 5. - с. 3-11.

7. Денисевич Г.В. местные говоры и их влияние на речь учащихся. - Курск, 1959.

8. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 1956.

9. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

10. История и современность Курского края. Под общей редакцией профессора Б. Н. Королева. Курск, 2001.

11. Краеведческий словарь-справочник. Под ред. Ю. А. Бугрова. Курск, 1997.

12. Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. Текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. - 1997. - № 3. - с.51-56.

13. Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. //Русская словесность. - 1999. - № 2. - с.43-46.

14. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. - 1994. - № 4. - с.11-14.

15. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. - 2000. - № 4. - с.43-47.

16. МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). - М., 2000.

17. Михайлов Б.М. Топонимика Курской области. - В кн.: Курский край: история и современность. - Курск, 1995. - с.252-272.

18. Ономастикон Курской области (ойконимы, гидронимы). - Курск, 1999.

19. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., 1985.

20. Пузанова Н.А. Преподавание русского языка в VII классе. - М., 1972.

21. Программа развития, воспитания образования России на 1999-2001 годы. //Российское образование. - 2000. - № 1. - с.69-77.

22. Панов М.В. СРЯ. Фонетика. /Учебник для пединститутов/. - М., 1979.

23. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. - 2000. - № 4. - с.3-11.

24. Пашкова Г.И. Воспитательные возможности внеклассной работы по русскому языку в сельской школе продленного дня. - В кн.: Пути реализации проф. Направленности в процессе подготовки будущих учителей русского языка и методы к воспитательной работе в школе. М., 1985.

25. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1988.

26. Поспелов Е.М. Топонимика в школе географии. /Пособие для учителей/. М., 1981.

27. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? - М., 1964.

28. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.

29. Успенский Л.В. Имя дома твоего. - Ленинград. 1967.

30. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе. //РЯШ. - 1993. - № 4. - с.7-10.

31. Ященко А.И. Топонимика Курской области. - Курск, 1958.

32. Ященко А.И. Гидронимический словарь Посемья. - В кн.: Проблемы ономастики. - Вологда, 1974. - с.№-118.

33. Ященко А.И. Лингвистический анализ микротопонимов определенного региона. /Курс лекций для студентов филологического факультета пединститутов/. - Вологда, 1977.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.