Наиболее распространёнными поисковыми системами являются: www.google.com, www.yandex.ru, www.rambler.ru.
Необходимую экономическую информацию можно найти с помощью различных поисковых систем, таких как: AltaVista, HotBot, InfoSeek, Looksmart, Lycos. Кроме того, существуют также специальные поисковые системы для экономистов, например, поисковая система Inomics занимается поиском только экономической информации.
3. Закрепление нового материала [10 мин]
После того, как был изложен новый материал, учитель задаёт следующие вопросы:
Вопрос 1. Почему глобальная сеть Интернет так важна в обществе?
Вопрос 2. С помощью чего можно найти необходимую информацию в сети Интернет?
Вопрос 3. Какие виды поисковых систем вы можете перечислить?
4. Домашнее задание [3 мин].
Учитель применяет инновационную методику «Эссе». Необходимо написать 10-12 предложений, которые бы раскрывали положительные и отрицательные стороны глобальной сети Интернет.
2.1.2 План-конспект урока - комбинированного урока
Урок №2
Тема урока: «Работа в сети Интернет»
Время: 45 минут
Цели урока:
учебная: предоставление учащимся способов поиска, обработки и анализа информации, сформировать у учащихся знания по использованию определенных типов Интернет-ресурсов.
воспитательная: научить учащихся правильной работе в сети Интернет,
развивающая: расширить знания о различных способах работы в сети.
Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, демонстрация практического использования с помощью мультимедийного устройства).
Метод преподавания: проведения занятия в компьютерном классе.
План урока
1 . Описание работы с поисковой системой.
2. Поисковые системы в области экономики.
3. Примеры поиска экономической информации
4. Самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент [2 мин].
Учитель приветствует учащихся. Заполнив журнал, отмечает отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания [5 мин].
Учитель проводит проверку домашнего задания, опрашивая нескольких учащихся. Ученик вслух зачитывает «Эссе», после чего получает соответствующую оценку. Оценив учащихся, учитель излагает план проведения урока.
3. Практическое изложение материала[25 мин].
Учитель описывает работу с поисковыми системами, показывая примеры в виде презентации.
Для того чтобы подключиться к Интернету, необходимо запустить браузер, установленный на компьютере. В данный момент будет использоваться платформа Mozilla Firefox. Запустив браузер, вводим в адресную строку, адрес необходимого сайта. Например: www.google.ru (рис.2.1) . Далее осуществляем запрос.
(Рис.2.1)
Запрос может состоять из одного или нескольких слов, разделенных пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские слова и словосочетания. По умолчанию находятся только те документы, в которых встретились все введенные слова. Если поиск не нашел ни одного документа, то, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Необходимо проверить правильность написания.
После введенного ключевого слова для поиска необходимой информации, открывается список ссылок, с помощью которых осуществляется переход на различные сайты (Рис. 2.2).
(Рис.2.2)
Кстати, доступную экономическую литературу можно скачать на сайте для будущих экономистов http://www.economicus.ru (Рис.2.3)
(Рис.2.3)
Далее учитель предлагает назвать учащимся виды экономических поисковых систем, пройденные на прошлом уроке. После чего демонстрирует их на слайде презентации.
AltaVista (www.AltaVista.com) - одна из старейших поисковых систем в Интернете. Индекс AltaVista содержит документы более чем на 25 языках AltaVista содержит ссылки на экономические сайты, статистические и экономические данные по всему миру, источники финансовой информации, данных экономического прогнозирования, рабочих документов и публикаций, экономических обществах и ассоциациях, научно-исследовательских и академических обществах, университетах, колледжах, бизнес - школах, библиотеках, вакансиях для экономистов (рис.2.4).
(Рис.2.4)
Результат поиска:
(Рис.2.5)
Учитель заканчивает объяснять материал, после чего проводит небольшую самостоятельную работу, для закрепления полученных знаний.
4. Закрепление изученного материала [10 мин].
Самостоятельная работа дается учащимся в виде индивидуальных заданий, которые выполняются на компьютере средствами ресурсов Интернет. Задания выдаются легкие, соответствующие пройденной теме.
Например:
Ш Найти в Интернете учебник 11 класса по экономике.
Ш Найти определение понятия «рынок».
Ш Найти определение понятия «кризис».
Ш Найти три известных экономических университетов Украины.
Ш Найти стоимость доллара на сегодняшний день
5. Домашнее задание [3 мин].
Подготовиться к практическому занятию, используя материал, изученный на предыдущих уроках.
2.1.3 План конспект урока - практического занятия
Урок №3
Тема урока: «Итоговая работа по теме «Глобальная сеть Интернет»».
учебная: закрепление полученных знаний, выработка навыков и умений по предмету глобальная сеть Интернет.
воспитательная: укрепить навыки работы на компьютере, развить интерес и аккуратность во время выполнения практических заданий.
развивающая: закрепить полученные знания о сети Интернет, различных типах браузеров, о способах поиска экономической информации.
Тип урока: практическое занятие.
1. Организационный момент[2 мин].
Проверяет эмоциональное состояние класса и готовность его к уроку.
2. Выполнение практических заданий (используется инновационный метод «Практикум»)[30 мин].
Учитель использует дифференцированный метод проведения занятия, распределяя класс на 3 группы: слабую№1, среднюю№2 и сильную№3. Далее учитель раздает карточки по группам, содержащие таблицы, которые следует заполнить. Необходимо ответить на вопрос, путём поиска ответа в Интернете, при этом записав адрес используемой страницы.
Вопросы группе №1
Вопрос
Ответ
Адрес страницы
Что такое «Менеджмент»?
Чему равен ВВП Украины за 2009?
Что собой представляет банковская система?
Вопросы группе №2
Какие основные причины экономического кризиса в Украине?
Какой наивысший уровень инфляции курса доллара был зафиксирован в мире с 2005 года?
Какие инновации были введены в банковское дело в 2009 году на территории Украины?
Вопрос группе №3
Рынки производственных ресурсов и доходы рыночной экономики.
Безработица как средство нарушения макроравновесия.
Виды предпринимательской деятельности. Организационные формы и виды предприятий.
Дополнительный вопрос повышенной сложности:
Найти различия между менеджментом и маркетингом.
3. Выполнение контрольной работы [12 мин].
После выполнения практических заданий, учитель собирает листочки, оставив их на проверку. Потом приступает к раздаче вопросов контрольной работы. Контрольная работа представлена всему классу без разделения на группы и содержит один теоретический вопрос по пройденному материалу.
1) Что представляет собой глобальная сеть Интернет?
2) Опишите краткую историю создания Интернет?
3) Каким образом осуществляется поиск в Интернете?
4) Какая поисковая система наиболее вам понравилась? И почему?
5) Какие сайты вы использовали при выполнении практического задания? И почему?
Выполнив задание, учащиеся сдают контрольные тетради на проверку учителю. Учитель, проверив работы, подводит итоги и выставляет соответствующую оценку учащимся за пройденную тему «Глобальная сеть Интернет» школьного курса информатики.
Заключение
В ходе выполнения данной курсовой работы была разработана методика преподавания темы «Глобальная сеть Интернет», предусматривающая применение таких форм организации обучения, как урок-лекция, комбинированный урок, практическое занятие. Такие организационные формы обучения дают возможность получить новые знания, наглядно усвоить и применить в дальнейшей работе практические умения и навыки.
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута цель: разработка методики преподавания темы «Глобальная сеть Интернет» в 11 классах экономического профиля и реализованы следующие задачи:
1. изучена программа и содержание школьного курса информатики;
2. проанализирована учебно-методическая и научная литература по данной теме;
3. составлено поурочное планирование преподавания темы;
4. разработаны формы обратной связи;
5. изготовлен дифференцированный раздаточный материал.
При анализе учебно-методической, научной литературы выявлена необходимость развития и усовершенствования такой дисциплины как школьная информатика. Школьная информатика определяется как составляющая информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в школьном учебном процессе.
Использование в учебном процессе новых информационных и коммуникативных технологий позволяет создать полноценные условия для изучения фундаментальных экономических понятий, закономерностей и концепций, а также отрабатывать навыки работы в среде базовых программных систем, с сервисами систем телекоммуникаций, поисковыми машинами и ресурсами Интернет.
Повышенный уровень обучения массово используемых информационным и коммуникационным технологиям принципиально позволяет не только дать учащимся сумму знаний, но также сформировать умения и навыки профессиональной работы в условиях современной деловой информационной среды.
Список использованной литературы
1. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики / Лапчик М.П. - М.: Мир, 2003. - 440с.
2. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие / Малеев В.В.-Воронеж: ВГПУ, 2005.- 271 с.
3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / Бочкин А.И. -- М.: Высш. шк., 1998. -- 431 с.: ил
4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе / Угринович Н.Д. - М.: Просвещение, - 2004. - 340 с.
5. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике / Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004.
6. Солоницын Ю. Интернет. Энциклопедия / Солоницын Ю., Холмогоров В 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.
7. Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов / Бойков В.Д. - СПб.: БХВ-Петербург, 2000. - 288 с.
8. Мельников П.П. Компьютерные технологии в экономике: учебное пособие / Мельников П.П. - М: Кнорус, 2009.
9. Крупник А. Поиск в Интернете / Крупник А. -- СПб.: Питер, 2001.
10.Косарев В.П. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. -- М.: Финансы и статистика, 2002.- 592 с: ил.
Страницы: 1, 2, 3