Рефераты. Методика проведения фенологических наблюдений в дополнительных образовательных учреждениях

езультаты своих наблюдений школьники могут оформить в виде настенных таблиц с рисунками, фотографиями, выдержками из литературных произведений. Одна из распространенных форм наглядного оформления результатов наблюдений - фенологическое дерево (приложение). На стволе его через равные промежутки наносятся даты, на ветвях - рисунки и надписи, показывающие, что в этот день произошло. С левой стороны, параллельно стволу, дается столбик средних дневных (или суточных) температур на те же даты, что отмечены на стволе дерева.

Необходимо, чтобы в основу работы фенологического кружка была положена программа фенологических наблюдений, которые должны следовать друг за другом в определенной последовательности и должны быть связаны с временами года, т.е. характеризовать определенные повторяющиеся периоды развития природы. Данная программа должна быть составлена с учетом региональных природных особенностей и учитывать возможности ее выполнения школьниками (приложение).

Практическая часть

Задание 1

Проведите наблюдения за погодой в течение одного-трех месяцев, зафиксируйте и обработайте собранные материалы.

Задание 2

Используя методические рекомендации, составьте и реализуйте программу фенологических наблюдений за каким-либо природным объектом или явлением по плану:

1. Описание участка, на котором будет производиться наблюдение.

2. Объект наблюдения.

3. Цель наблюдения.

4. Описание особенностей данного объекта.

5. План наблюдений.

6. Форма фиксации результатов.

Задание 3

Используя "Примерную программу сезонных фенологических наблюдений" (приложение), составьте и выполните программу фенологических наблюдений на территории вашей области (района) на один сезон.

Методические рекомендации

К заданию 1.

Задание лучше выполнить в отдельной тонкой тетради в клеточку.

Наблюдения необходимо проводить в течение одного сезона (лето, осень, зима или весна), чтобы была возможность вычислить среднюю температуру сезона и преобладающие в данном сезоне ветра.

Наблюдение за погодой, фиксация и обработка

собранных материалов

Цель: научиться строить температурную кривую, "розу ветров" и диаграмму облачности, делать выводы из своих наблюдений.

Приборы и материалы: часы, термометр, флюгер.

Указания к работе:

1. В течение трех месяцев наблюдайте за погодой, отмечайте температуру воздуха, измеряя ее в одно и то же время дня, направление и силу ветра, облачность и осадки.

2. Полученные данные записывайте в таблицу 1, пользуясь предложенными условными обозначениями:

Условные обозначения

Таблица 1

Фиксация результатов наблюдения за погодой

Дата

Температура воздуха

Направление и сила ветра

Облачность

Вид осадков

Обработка результатов наблюдений

Составление графика изменения температуры за месяц

1. По полученным данным постройте температурную кривую, т.е. график зависимости температуры от даты наблюдения (покажите отрицательную температуру синим цветом, а положительную - красным).

2. Определите среднюю температуру воздуха за данный месяц (Тср =).

3. Какова наибольшая и наименьшая температура, наблюдавшаяся в этом месяце (Тmax =; Тmin =)?

4. Какие закономерности изменения температуры в течение месяца вы наблюдали?

Можно ли проследить влияние ветра, облачности или осадков на изменение погоды?

Построение "розы ветров" и диаграммы облачности

1. Используя полученные данные о направлении ветра и облачности, заполните таблицу 8, где отмечайте направления ветра и количество дней, в течение которых ветер имел указанное направление.

2. На основе данных таблицы 8 постройте "розу ветров" и диаграмму облачности. Для построения "розы ветров" предварительно нарисуйте стрелки, соответствующие основным и дополнительным сторонам горизонта. Затем на каждой стрелке изобразите последовательно одинаковые прямоугольники по количеству дней с таким направлением ветра. Соедините их окончания, и вы получите "розу ветров" (см. рис.1).

3. Определите преобладающее направление ветра в течение данного месяца.

4. Для построения диаграммы облачности раскрасьте прямоугольники в соответствии с наблюдаемой в эти дни облачностью.

5. Сделайте вывод о зависимости облачности от направления ветра. Попробуйте объяснить причины этой зависимости.

Таблица 2

Сопоставление направления ветра и облачности

Показатели облачности

Направления ветра и количество дней с таким направлением

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Ясно

2

2

-

1

-

1

-

-

Облачно

2

-

-

1

3

4

6

1

Переменная облачность

1

-

-

-

1

1

2

3

Итого

5

2

-

2

4

6

8

4

Рис.1 "Роза ветров" и диаграмма облачности

К заданию 2

Предлагаемые ниже рекомендации и характеристики фенологических фаз обязательно следует учитывать с тем, чтобы наблюдения имели научную ценность и были сравнимы по годам.

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями

Из гидрометеорологических явлений в программу школьного фенологического кружка необходимо включать лишь небольшое число легко поддающихся визуальному определению сезонных явлений. Дополнительно рекомендуется отмечать даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха в весеннее время через 0, +5 и +10 °С, а летнее-осеннее время - через +10, +5, 0, -5 °С. Желательно также, чтобы отмечались даты оттаивания почвы на глубину 2-3 см и на глубину лопаты (20-25 см). Очень важно, чтобы во время каждого своего выхода вы в своих записных книжках отмечали общее состояние. Также необходимо указать название территории, на которой производились наблюдения.

Появление первых проталин. Записывается дата, когда появились проталины на ровной местности.

Исчезновение сплошного снежного покрова. Указывается день, когда более половины видимой окрестности освободилось от снега.

Полное освобождение полей от снега. Регистрируется, когда открытая видимая поверхность освободилась от снежного покрова; остатки его могут сохраняться в оврагах и затененных местах.

Исчезновение снега в лесу. Записывается, когда и в каком лесу (сосновом, еловом, лиственном и т.д.) исчез снежный покров. Отдельные островки снега во внимание не принимаются.

Возобновление снежного покрова весной. Иногда после исчезновения устойчивого снежного покрова вновь выпадает снег и покрывает всю видимую поверхность. В таких случаях надо отметить время появления и исчезновения снежного покрова. Если этот покров сохраняется несколько дней, то следует отметить дату его образования и дату исчезновения. Если снег лежит лишь несколько часов, записывается время его появления и исчезновения.

Последний заморозок весной и первый осенью. Записываются даты, когда последний раз весной и первый раз осенью наблюдался в ранние утренние часы иней на траве, крышах построек, других предметах.

Первое появление снежного покрова. Отмечаются даты его появления и исчезновения.

Появление устойчивого снежного покрова. Регистрируется дата образования снежного покрова, который сохранился на всю зиму.

Следует отметить даты гроз, особо обратить внимание на зимние грозы.

Если поблизости есть водоемы и возможны более подробные наблюдения, желательно отметить даты следующих явлений.

Появление закраин. Весной при подъеме воды в реках иногда у берегов появляется поверх льда вода.

Подвижка льда в реке. Очень часто, прежде чем начнется сплошной ледоход, наблюдается одна или несколько подвижек льда. Она наблюдается при потеплении весной. При этом какой-то участок реки освобождается ото льда, а выше и ниже по течению река остается покрытой льдом. Желательно определить приблизительно, на каком протяжении (в метрах) река освободилась ото льда.

Вскрытие реки. Под этим явлением подразумевается начало сплошного ледохода или освобождение реки ото льда вследствие таяния его на месте. Указывается название реки.

Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах. Указывается дата, когда лед полностью растаял, тип водоема (озеро, пруд). Для больших озер указывается название.

Появление "сала". Осенью перед ледоставом образуются очень тонкие льдинки, плывущие по реке, напоминающие по внешнему виду жир или сало.

"Шуга" или "снежура". Явление, образующееся вследствие обильных осенних снегопадов, часто вместе с "салом".

Забереги. Образование у берегов узких полос неподвижного льда.

Ледостав. Водоем полностью покрылся льдом. Если имеются полыньи, необходимо сделать соответствующую запись. Следует отметить также случаи осеннего ледохода и вторичного ледостава.

Опасные явления погоды. К таким явлениям относятся: градобития; грозы и как их следствие - пожары, повреждения электролиний, линий связь расщепление деревьев; буреломы; гололеды; летние паводки от дождей; весенние наводнения; бури; смерчи. Следует указать даты и время явлений, принесших вред хозяйству, и описать их.

Наблюдения за растениями

Растения считаются вступившими в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. Отмечать начало каждой фазы следует, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида (если наблюдается большая группа) или хотя бы 2-3 особи. Если наблюдения ведутся за одним растением, начало фазы отмечают, когда распустится до 10% цветков или листьев. При наблюдении за травянистыми растениями начало фазы отмечают днем, когда в нее вступило 10% растений данного вида на площадке или маршруте, выбранных для наблюдения (на площадке подсчитываются все экземпляры, на маршруте - не менее 100). Массовое наступление фазы отмечают в тот день, когда в нее вступит не менее 50% растений (или на одиночном дереве распустится 50% цветков или листьев).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.