Рефераты. Методика проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

p align="left">3. Основная часть

3.1 Изложение теоретического материала учителем (рассказ, демонстрация презентации, видеофильма, объяснение).

Что случается с автомобилем и его пассажирами при лобовом ударе? Автомобиль мнётся и останавливается, а пассажиры по инерции продолжают «лететь» вперёд, навстречу рулю, торпеде и лобовому стеклу. Казалось бы, места в салоне машины немного, сильно разогнаться (и, значит, стукнуться) не получится. Если бы. Ведь ускорение достигает десятков g, и такой удар может быть равносилен прыжку с многоэтажки.

Чтобы живые остались в живых и не покалечились во время серьёзной аварии, их скорость при столкновении нужно погасить как можно плавнее (недаром, прыгающим с высоты подстилают многоярусные маты). Причём скорость гасить нужно так, чтобы внутри автомобиля оставалось достаточно жизненного пространства. А вот это уже задача, которая предъявляет к силовой структуре автомобиля взаимоисключающие требования.

Получается, что кузов должен быть и жёстким, и податливым одновременно. Так вот, жёстким делают каркас «жилой» зоны, в которой находятся водитель и пассажиры -- при ударе она деформируется в последнюю очередь. Силовая «клетка» салона сделана из сверхпрочной стали, в дверях есть мощные брусья, не дающие им сминаться. А относительно податливыми изготавливают специальные зоны, за счёт деформации которых и будет гаситься скорость. Моторный отсек и багажник как раз являются так называемыми зонами запрограммированной деформации. Так автомобили делают сравнительно недавно. Раньше же никто об этом не задумывался, и машины сминались равномерно -- страдал и кузов, и салон. А у современных автомобилей, попавших в аварию, как правило, можно увидеть, что передок разбит всмятку, а салон цел.

Не менее страшен и удар сзади. В этом случае у пассажиров есть опасность повреждения шеи. Чтобы этого избежать, человечество придумало подголовники, а затем -- и активные подголовники. Первые просто удерживают голову, не давая ей слишком сильно запрокинуться назад. А вторые сами, как только произошла авария, «прыгают» вперёд, обеспечивая мгновенную опору голове и вообще не давая ей смещаться.

Но это полдела. Чтобы люди получили наименьшие увечья, их во время аварии нужно удерживать совершенно особым способом.

Способы нам всем известны с пелёнок, но менее значимыми от этого они не становятся. Это устройства, системы и конструкции, которые преследуют всего лишь одну цель -- вовремя «поймать» человека и как можно бережнее и плавнее погасить его скорость. Конечно, лучше остальных на этом поприще себя проявил бы большой батут. Он способен наиболее безвредно погасить энергию и скорость падающего на него предмета. Ведь он мягкий. Жаль, что места для батутов и многоярусных матов в автомобиле нет. Зато нашлось место для ремней и подушек безопасности.

Ремни перекочевали в автомобиль, как и множество других полезных решений, из авиации. Поначалу на автомобили ставились ремни с двухточечным креплением, которые «держали» седоков за живот или грудь. Не прошло и полувека, как инженеры смекнули, что многоточечная конструкция гораздо лучше, потому что при аварии позволяет распределить давление ремня на поверхность тела более равномерно и значительно снизить риск травмирования позвоночника и внутренних органов. В автоспорте, например, применяются четырёх-, пяти- и даже шеститочечные ремни безопасности -- они держат человека в кресле «намертво». Но на «гражданке» из-за своей простоты и удобства прижились трёхточечные.

Чтобы ремень нормально отработал своё предназначение, он должен плотно прилегать к телу. Раньше ремни приходилось регулировать, подгонять по фигуре. С появлением инерционных ремней необходимость «ручной регулировки» отпала -- в нормальном состоянии катушка свободно крутится, и ремень может обхватить пассажира любой комплекции, он не сковывает действия и каждый раз, когда пассажир захочет сменить положение тела, ремешок всегда плотно прилегает к телу. Но в тот момент, когда наступит «форс-мажор» -- инерционная катушка тут же зафиксирует ремень. Кроме того, на современных машинах в ремнях применяются пиропатроны. Небольшие заряды взрывчатки детонируют, дёргают ремень, и тот прижимает пассажира к спинке кресла, не давая ему удариться.

Ремни безопасности -- это одно из самых действенных средств защиты при аварии. И хотя им сто лет в обед, их конструкция постоянно изменяется и улучшается. Вторым по значимости после ремней изобретением можно, пожалуй, назвать подушки безопасности. ( показ видеофильма).

Изначально вариантов наполнения колокола подушки было несколько. Например, некоторые инженеры предлагали закачивать в колокол газ, который хранился бы под высоким давлением в баллоне. Но принцип пиротехнического наполнения подушки перевесил. Именно он позволил надувать её мгновенно -- всего за 30--50 тысячных доли секунды. И пока инженеры нашли необходимое горючее, которое при небольших размерах заряда срабатывало как надо, они многое перепробовали, в том числе и ракетное топливо. Сегодня в подушках в качестве пиропатрона используются компактные и лёгкие «таблетки» из кристаллического вещества. Если соединение при помощи электрического тока нагреть до температуры выше 330°C, оно начнёт разлагаться на азот и натрий со скоростью, которая позволяет наполнять колокол подушки и доводить давление газов в нём до рабочей величины всего за 0,025-0,05 секунды.

Срабатывание подушки опасно резким скачком давления, который может привести к травмированию барабанных перепонок и контузии. Ведь раскрытие колокола (иногда одновременно нескольких) происходит в небольшом замкнутом пространстве автомобильного салона. Подходов к решению этой проблемы несколько. Например, скорость вылета подушки снижают до определённого предела, чтобы хоть какая-то часть вытесняемого воздуха смогла стравиться через неплотности салона. Второй, достаточно действенный способ, -- применение подушек относительно небольшого объёма. Но в некоторых случаях проблем с барабанными перепонками и контузией не избежать, всё зависит от индивидуальных особенностей человека и размера машины.

Несмотря на большой прорыв в сфере «надувной» защиты, сказать, что подушки находятся на пике развития нельзя. В скором времени подушки наделят способностью раскрываться не после аварии, а за мгновения до нее, тогда пневмоудар удастся сделать несколько мягче. Сейчас электроника умеет определять наличие пассажира в кресле, но в планах разработчиков научить систему безопасности распознавать индивидуальные данные человека (вес, рост), который в момент аварии сидит в кресле. Именно тогда подушка сможет сработать максимально эффективно.

Системы «надувной» защиты уже давно не ограничиваются фронтальными подушками. Конструкторы разработали аналогичные системы для защиты человека при боковом ударе. В базовое оснащение многих современных авто уже входят боковые подушки, вмонтированные в спинки передних сидений, а также надувные «занавески», которые размещаются в рёбрах крыши. Первые защищают тело пассажира при боковом ударе, а вторые -- голову. В отличие от фронтальных подушек, которые сдуваются практически сразу после срабатывания, занавески могут сохранять давление в течение нескольких секунд, то есть до тех пор, пока опасная ситуация не минует. А при опрокидывании автомобиля они не дадут непристёгнутым пассажирам вылететь из салона.

3.2Дебаты участников мероприятия

Предлагаю учащимся разделиться на две команды (за и против ремней безопасности) и поучаствовать в дебатах. По одному человеку из каждой команды выходят к доске и высказывают свои аспекты за и против ремней безопасности. Тому, кто доказал своё мнение, начисляется очко. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков. По результатам дебатов раздаются призы. Если ученики хорошо ориентируются в теоретическом материале, то на следующем этапе предлагаю дебаты «за и против подушек безопасности»

4.Заключительная часть

Делаются выводы по содержанию мероприятия, его проведению.

2.4 Методический анализ разработанных мероприятий

Выберем для методического анализа мероприятие № 3 по теме «Активная и пассивная безопасность ТС».

Тип мероприятия был определен как классный час, что соответствует методике воспитательной работы в среднем звене средней общеобразовательной школы, месте мероприятия в плане, содержанию материала и задачам мероприятия. При подготовке к мероприятию были учтены:

§ особенности восприятия теоретического материала (применялись примеры из жизни учащихся),

§ особенности внимания и его устойчивость (преподаватель применял различные методы - рассказ, беседу, объяснение, демонстрацию презентации, видеофильмов и целесообразно чередовал их),

§ особенности мышления учащихся класса.

Структура занятия (орг. момент - вводная часть - основная часть - заключительная часть) соответствует типу внеклассного мероприятия, его задачам и требованиям.

На мероприятии применялись как наглядные пособия, так и технические средства обучения (компьютер, электронный учебник). Темп, дикция и эмоциональность преподавателя были на достаточном уровне, педагог точно употреблял научную терминологию, имел контакт с аудиторией.

Учащиеся участвовали в беседе, отвечали на вопросы преподавателя, участвовали в дебатах.

По окончанию мероприятия были подведены итоги. На мероприятии были использованы приёмы и методы коллективной, групповой работы с учащимися. Сочетание этих методов и приёмов, позволили осуществить скрытый контроль развития речевых умений и увидеть усвоение учащимися теоретического материала.

Я считаю, что данное внеклассное мероприятие прошло успешно, так как никаких негативных моментов в мероприятии не прослеживалось. Учащиеся с охотой и интересом вступали в диалог друг с другом, активно работали в группах. Никаких изменений в ходе мероприятия не было. Дети активно работали и стремились высказаться. Во время проведения мероприятия в классе царила атмосфера дружбы и взаимовыручки.

Санитарные требования, оформление доски, освещение в аудитории, климат, соблюдались, как и правила техники безопасности при работе с ТСО.

Поставленные цели и задачи мероприятия были реализованы.

Оценка мероприятия в целом была отличной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения цели нашей курсовой работы, а именно рассмотреть методику проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, мы решали ряд задач:

1.Описать понятие и виды внеклассных мероприятий.

2.Рассмотреть методику организации и проведения внеклассных мероприятий.

3.Рассмотреть направления по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

4.Разработать планы-конспекты внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В результате изучения проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Цель внеклассных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

2. Все названные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, логического мышления.

3.Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:

учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

тесная связь с другими предметами;

- внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

4. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, с одной стороны зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении БДД, сохранения жизни детей и подростков, а с другой - требуется внедрение в практику этой работы современных научных достижений и новых педагогических технологии.

Нами были разработаны 3 плана-конспекта внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, соответствующих плану внеклассных мероприятий школы.

Таким образом, мы считаем цель нашей работы достигнутой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания [Текст]: избр. пед. труды. Т. 2./ Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1980. - 196 с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 1984. - 97 с.

3. Гуткина, Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] / Н.И. Гуткина // Вопросы психологии. - 1984. - № 2. - С. 99-106.

4. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. - М.: Просвещение, 1980. - 119 с.

5. Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007, -528с.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 1998.- 464 с.

7. Педагогика профессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 368 с.

8. Поспелов, Е.М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е.М. Поспелов. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.

9. Подласный, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласный. - М.: Владос, 2005. -574 с.

10. Правила дорожного движения: экзамен без проблем [Электронный ресурс].- М.: ООО «Акелла», 2007.- 1 электр. опт. диск (CD - ROM; 12 см. - Систем. требов.: ПК 486; Windows 95 (OSR).

11. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. -2001. -№ 6.

12. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 450 с.

13. Скалеренко, А.Б. Общая педагогика [Текст] / А.Б. Скалеренко. - М.: Юнити-Дана, 2006. -479 с.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2000. -519 с.

15. Кирьянов, В.Н. Пропоганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н. Кирьянов //http://www.gibdd.ru/

16.Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал// http://www.dddgazeta.ru/

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.