Рефераты. Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир"

p align="left">Развитие устной и письменной речи учащихся.

Развитие субъект-субъектных отношений, коммуникативных навыков.

Работа проводится в урочное время, на дополнительных занятиях и проходит в четыре этапа.

На начальном (первом) этапе проводится работа по развитию воображения, творческого мышления, умения наблюдать, задавать вопросы, что в свою очередь способствует формированию способности видеть и формулировать проблему.

Почему нельзя решать проблему формирования исследовательского поведения без развития воображения и творческого (или дивергентного) мышления детей?

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Именно оно выводит человека за пределы реальности и позволяет ориентироваться в ситуации и прогнозировать результат.

Известный американский психолог Дж. Гилфорд первым выделил два вида мышления: дивергентное (творческое) - тренируется на задачах, имеющих не одно, а несколько правильных ответов, и конвергентное (логическое) - активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Не умаляя значения развития логического мышления, следует отметить, что именно в ходе дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость мышления.

Развитие активного воображения и дивергентного мышления достигается с помощью подобранных заданий, игр, этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, например, на занятиях по «Курсу развития творческого мышления» (автор Ю.Б. Гатанов).

Игры для развития воображения

«Превращалки». Под этим названием объединены несколько игр.

«Превратись в глину». Ведущий (один из детей) выбирает одного ребёнка, предлагает ему представить, что он кусочек глины и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы вылепить, надо глину размять. Ведущий разминает, растирает ребёнка - глину и «лепит» из него какое-либо животное, предмет. Остальные ребята угадывают, какое животное, предмет был вылеплен.

«Превращалки»

Вариант 1. Дети учатся играть роли различных страшных героев сказок и фильмов (Волка, Бабы-Яги, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-либо героя и попросить показать его (движениями, голосом, телом и т.п.); после некоторой тренировки дети сами загадывают персонаж и изображают его. Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять характерные качества характера, то есть произносить слова с определённой интонацией, тембром голоса.

Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества - например, были большими и трусливыми (трусливый осёл, трусливый лев) или маленькими и смелыми (смелая мышка, смелый воробей).

«Быстрые превращения»

Зазвучит музыка, вы начинаете ходить по комнате. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить… (Включается музыка и останавливается через минуту).

Теперь вы должны превратиться в Бабу-Ягу (снова включается музыка на 30 секунд).

Теперь все - роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы - роботы… (снова ставится музыка на 30 секунд).

Другие превращения: грустный клоун, весёлый танцор, нервный грабитель, утомлённый бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксёр перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

«Превращения»

В этой игре дети могут, используя силу своего воображения, научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры, помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце игры очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они ещё глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Приведём описание этой игры:

«Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только при помощи своей фантазии? Я хотела бы предложить игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своём воображении картины, которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза…

Представьте себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным… Осмотрись… Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй своё новое тело…

А сейчас ты нашёл волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь её. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нём какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребёнка. Посмотри на себя в качестве малыша… Послушай звуки, которые издаёт младенец…

Ты хочешь получше рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай. Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребёнком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное… как дерево или цветок… как цвет… как воздушный шар… и как маленький ребёнок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твоё тело. Глубоко вздохни. Возвращайся в комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?»

Упражнения на развитие творческого (дивергентного) мышления

«Нарисуй, что ты думаешь при слове «праздник» («быстрый»), «От точки к точке», «Истории и сказки», «Отчего ты становишься счастливым?», «Украсьте торты для праздников», «Можешь ли ты изобразить разные настроения?» и другие.

Развитие воображения и дивергентного мышления связано с умением замечать необычное вокруг себя, т.е. с умением видеть проблемы.

Работа над формированием этого умения проводится через развитие наблюдательности и внимания. Способность к наблюдению можно тренировать, например, на занятиях изобразительным искусством.

Так, на уроке по теме «Рисование с натуры веточки осеннего дерева или кустарника» дети внимательно рассматривают листья; берут веточки в руки, характеризуют форму различных листьев, называют основные цвета и оттенки, в которые они окрашены. Рассказывают о том, где они растут, почему осенью листья меняют цвет и опадают с деревьев. Затем рисуют их с натуры или по памяти.

Прекрасный материал для развития умения наблюдать настроение, эмоции, чувства, мотивы поведения других людей содержат многие сказки и произведения художественной литературы.

Наблюдая за различными явлениями жизни, дети начинают формулировать проблемные, поисковые вопросы. Иногда проблема появляется неожиданно.

Первоклассница Полина Дорошина, придя после первых каникул в класс, на вопрос, чем вы занимались, сообщила: «Я проводила эксперимент». И поведала классу историю о том, что, когда она гуляла на улице, ей очень захотелось пить, и она, как делают многие дети, взяла да и попробовала снег. Это увидела мама и, конечно, отругала. Полина удивилась, почему, ведь снег казался таким белым и чистым. Так появился основной вопрос исследования: «Чистый ли снег?»

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы.

Программа второго этапа обучения предусматривает работу над формированием умения выдвигать гипотезы, а также проводить классификацию, делать умозаключения.

Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное и не подтверждённое опытом. Гипотеза - это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».

Как же рождаются гипотезы? Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили ещё древние греки.

Данное умение тренируется на таких упражнениях, как «Последствия событий»; «Продолжи предложения; «Птицы начали вить гнёзда, потому что…»; «Колобок не сумел уйти от лисы, потому что…»

Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические.

Так, ученица 4 класса Ермолова Диана использовала источники литературы, Интернет для проверки гипотезы о том, что «если женский русский национальный костюм менялся, то это явилось результатом развития государства, прогресса, исторических событий внутри страны и за рубежом».

А первоклассница Полина Дорошина провела эксперимент, проверяя гипотезу «Если снег белый, значит, он чистый. Ведь не зря говорят: «Белоснежная скатерть - значит, чистая скатерть».

Своими выводами Полина поделилась с детьми, и, чтобы убедить всех, в классе был проведён тот же эксперимент, сделаны выводы.

Основная задача третьего этапа - формирование умения давать определения понятиям, ознакомление с методами, обучение последовательности проведения исследования, организация групповых и коллективных исследований.

При ознакомлении учащихся с ходом исследовательской работы учителем проводятся одно-два тренировочных занятия.

Любое исследование, в какой бы области оно не выполнялось, имеет единую структуру:

определение проблемы или основополагающего вопроса.

формулирование вопросов, на которые будем искать ответы в ходе исследования;

формулирование гипотезы или гипотез;

выбор методов;

определение хода исследования;

сбор информации;

анализ и обобщение собранного материала;

подготовка презентации или сообщения;

защита (сообщение, презентация, ответы на вопросы).

С целью проверки усвоения последовательности проведения исследования проводится игра «Я - исследователь», где детям нужно разложить по порядку карточки с этапами работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.