16
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ
МЕЖШКОЛЬНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП
КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Предлагаемые рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе, Планом перехода старшей школы на профильное обучение в Автономной Республике Крым, Примерным положением об образовательном округе, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 05.04.2006г. №267. Их целью является оказание практической помощи руководителям органов управления образованием, общеобразовательных учебных заведений по созданию и функционированию межшкольных профильных групп как одной из форм организации профильного обучения.
Учитывая, что не во всех учебных заведениях имеются реальные возможности для функционирования профильных классов по нескольким направлениям, создание межшкольных профильных групп является не только одной из форм организации профильного обучения, его совершенствования, но и оптимальным вариантом координации деятельности общеобразовательных учебных заведений по вопросам реализации законодательства в сфере образования, эффективного использования кадрового потенциала, учебно-методической, материально-технической базы.
Межшкольные профильные группы, как правило, могут создаваться в рамках образовательного округа.
Основными задачами организации функционирования межшкольных профильных групп являются:
· создание оптимального образовательного пространства в регионе;
· осуществление совместной деятельности учебных заведений по оказанию более качественных образовательных услуг;
· обеспечение учащимся II-III ступеней равного доступа к качественному общему среднему образованию, допрофильной подготовке и профильному обучению;
· совершенствование и развитие механизмов управления качеством образования;
· развитие партнерства, активное вовлечение творчески работающих педагогов в организацию межшкольного взаимодействия, рациональное использование творческого потенциала педагогических работников;
· рациональное использование учебно-методической литературы, материально-технической базы отдельных учебных заведений или объединенных в образовательный округ;
· создание надлежащих условий для обучения одаренных учащихся;
· внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных и воспитательных технологий.
Межшкольные профильные группы могут создаваться и функционировать в пределах двух и более учебных заведений.
Возможны следующие модели межшкольного (сетевого) взаимодействия (Приложение 1):
· сотрудничество общеобразовательных учебных заведений (опорных), в которых функционируют профильные классы по одному из профильных направлений (естественно-математическому, общественно-гуманитарному, филологическому, технологическому и т.д.), материально-техническая и учебно-методическая база соответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса по выбранному профильному направлению;
· взаимодействие опорных учебных заведений с общеобразовательными учебными заведениями, в которых не организовано профильное обучение;
· организация функционирования межшкольных профильных групп на базе внешкольного учебного заведения.
При создании подобных моделей межшкольного (сетевого) взаимодействия по организации профильного обучения органам управления образованием, руководителям общеобразовательных учебных заведений необходимо:
o проанализировать:
· выполнение Плана перехода старшей школы на профильное обучение в регионе;
· состояние регионального рынка труда, в т.ч. выявить наиболее востребованные и перспективные профессии, возможности получения профессионального образования и трудоустройства;
· сеть учреждений образования, кадровое, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение учебных заведений региона;
o разработать:
· модели создания и функционирования межшкольных профильных групп с учетом региональной специфики;
· систему мониторинга качества предоставляемых межшкольными профильными группами образовательных услуг;
· рабочие учебные планы для общеобразовательных учебных заведений, входящих в межшкольное (сетевое) взаимодействие, в соответствии с выбранными профильными направлениями;
o определить:
· перечень общеобразовательных учебных заведений, входящих в межшкольное (сетевое) взаимодействие;
· учебные заведения, на базе которых могут функционировать межшкольные профильные группы.
На основании полученных данных разрабатывается «образовательная карта» региона, которая доводится до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса (Приложение 2).
o содействует организации учебно-методического консультирования руководящих, педагогических работников учебных заведений;
o анализирует результативность межшкольного (сетевого) взаимодействия, в т. ч. по функционированию межшкольных профильных групп, вносит предложения по совершенствованию их деятельности.
5.6. Вносит предложения по установлению надбавок к заработной плате руководителям, педагогическим работникам, осуществляющим деятельность в межшкольных профильных группах в соответствии с действующим законодательством, в рамках фонда заработной платы.
5.7. Совет отчитывается о своей деятельности не реже 1 раза в год.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации функционирования межшкольных профильных групп на региональном и локальном уровнях:
· соблюдение единых подходов к формированию рабочих учебных планов, структуре учебного года, режиму работы учебных заведений;
· организация допрофильной подготовки (углубленное изучение учебных предметов, введение спецкурсов и др.) с учетом специфики межшкольных профильных групп;
· обеспечение преемственности между допрофильной подготовкой и профильным обучением;
· согласование календарного планирования по базовым предметам соответствующего профиля;
· психологическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения;
· создание эффективной системы контроля за организацией учебно-воспитательного процесса в межшкольных профильных группах;
· внедрение в практику перспективного педагогического опыта, инновационных педагогических технологий;
· разработка и внедрение целевых программ развития отрасли образования, в т.ч. по организации профильного обучения;
· единые требования к ведению деловой документации в межшкольных профильных группах;
· гибкость (динамичность) системы функционирования межшкольных профильных групп, позволяющая своевременно реагировать на изменения в образовательных потребностях учащихся и родителей;
· наличие системы мониторинга качества предоставляемых межшкольными профильными группами образовательных услуг;
· наличие системы стимулирования труда педагогов, осуществляющих преподавание в межшкольных профильных группах;
· создание атмосферы сотрудничества при организации учебно-воспитательного процесса в межшкольных профильных группах.
Разработка целевых региональных программ развития образования, в т.ч. по организации профильного обучения, позволит решить вопросы организации подвоза учащихся и учителей в учебные заведения, укрепления учебно-методической, материально-технической базы учебных заведений и т.д.
Приложение 1
Возможные варианты межшкольного (сетевого) взаимодействия по организации межшкольных профильных классов (групп)
Вариант 1
Учебные заведения специализируются по одному из профильных направлений (естественно-математическому, общественно-гуманитарному, филологическому, технологическому и т.д.)
Страницы: 1, 2