Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методика создания учебного фильма по географии силами учителя
30-е гг. было организовано массовое производство учебных картин, регулярно выходили сборники «Учебное кино» (1933-36), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского, Ц. Киселева, Б.Х. Толля и др. о методике применения учебное кино. Ряд статей Н.И. Жинкина посвящен исследованиям восприятия учебных фильмов. В конце 30-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм», освоившие выпуск монтажных кинолент. С середины 30-х гг. производство учебных фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске и Киеве. Учебные кинокартины снимаются также на студиях документальных и научно-популярных фильмов союзных республик. В министерстве просвещения СССР создана сеть фильмотек (свыше 1500), через которые школы получают кинокартины. С 1967 проводится Всесоюзный фестиваль учебных фильмов. Организуются семинары творческих работников и педагогов. В Академии педагогических наук СССР и НИИ высшей школы работают научно-исследовательские лаборатории учебное кино и телевидения. Эра учебного кино закончилась в начале 90 годов 20 века, это было связана с экономическими изменениями в нашем государстве в ходе которых все учебные киностудии были закрыты, а также с началом новой эры видео. Видео благодаря своей доступности, и более дешевому процессу телепроизводства вытеснил кино. Каждый учебный фильм должен соответствовать программе определенного курса и учебного заведения, для которого он снят, а также педагогическим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т.п.
1.1.2. Разновидности учебного фильма
Разновидностями учебного фильма являются
: кино - или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, со держащий информацию о циклическом процессе, например рабо чий процесс двигателя внутреннего сгорания, или допускающий многократное повторение одних и тех же кадров и текста, напри мер при изучении иностранных языков; для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса; кино - или видеокурс - кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса; кино (видео) хрестоматия; ситуационный фильм. Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта. Телефильмы снимают по сценариям специально для показа по телевидению с учетом специфических особенностей восприятия изображения с малого экрана. Так, в телефильмах шире используют крупные планы, лучше воспринимаемые на телеэкране, оптические наезды (трансфокатором) в сочетании с движением съемочного аппарата, менее контрастное освещение и мягкую печать фильмокопий и т.д. Телефильмы по своему содержанию и целевой направленности могут относиться к любому из перечисленных выше видов. Большие перспективы открываются перед применением в учебных заведениях телепередач и различных видеозаписей не только на видеокассетах, но и на видеодисках.
1.2. Современное использование видеоматериалов на уроках
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладаю значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто pаз услышать», - гласит народная мудрость. Эффективность произвольной памяти старшего школьника10% - читает глазами; 26% - слышит; 30% - видит; 50% - видит и слышит; 70% - обсуждает; 80% - опирается на опыт; 90% - говорит и делает совместно; 95% - обучает других. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно слуховых средств подачи информации. Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлексе, названный рефлексом «Что такое? »: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, нам более высокое качество усвоения достигается при непосредствен ном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А Видеофильмы как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного Мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса Осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего и основе осмысливания. Большую роль видеофильмов играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорных моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспи-1тательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ. В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанников одной из актуальнейших и сложнейших проблем является I привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К.Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает воспитателю несколько средам сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания1. Три из четырех названных Ушинским средств присущи УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ, которые, обладая широким диапазоном выразительных художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Обычно человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него по рядке, на экране же управление вниманием осуществляется выделением главного изображения средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, раз личной интенсивностью окраски, выделением светом и т. и Но основным приемом остаются выбор и смена планов. Так, наблюдающий за объектом взор разлагает его на части, потом енот собирает, переносит на другой объект, сближает и сопоставляй оба объекта. Информация в кадре разумно дозируется: весь фрагмент воспринимается целиком. Смена кадров в фильме, слайдов в объектов, требует пристального внимания, иначе потом ученик не сможет ответить на вопросы, рас сказать об увиденных процессах и явлениях, потому что все это на уроке, как правило, повторно не демонстрируется. Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание закадрового текста, сочетающих слово и музыку, развивает у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус. Занимательность материалов, представляемых с помощью УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ, безгранична. Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, тесть те качества информации, которые воспроизводятся с помощью УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ. При создании УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются наибольшей выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, действующих персонажей и музыки. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминанию материала. Используя УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, |которая даже при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться 15 - 20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2. Распределение внимания - [одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, и поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики. Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой. УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего обще учебного умения - умения наблюдать. УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя. Практически и традиционные, и современные технические Средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Таким образом, УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом. Получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический матери ал, отражающий мир природы, жизни, науки. Образный матери ал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе или телепередаче, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представлен не об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподноси и я с наибольшей простотой и доступностью для восприятия. Сравним интересные данные: для опознания простого, ранее неизвестного предмета человеку необходимо: при словесном описании - 2,8 с. при изображении на контурном рисунке - 1,5 с; на цветной фото графии - 0,9 с; средствами кино - 0,7 с; при демонстрации предмета в натуре - 0,4 с. Однако как бы искусственные изображен ни отличались от их оригиналов, как видно из приведенных данных, они значительно ускоряют и уточняют восприятие их реал ii ных прототипов, но только при условии учета особенностей восприятия экранного изображения детьми, которое нередко не оценивается и механизм которого не всегда понимается учителем
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
,
6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.