Методика «Нелепицы»
Автор:
Апробация:
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.
Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что - то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания - 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.
8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.
6 - 7 баллов (норма) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 - 4 из них не успел до конца объяснить.
4 - 5 баллов (средний уровень развития) - заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 - 7 нелепиц.
2 - 3 балла (низкий уровень развития) - не успел заметить 1 - 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.
0 - 1 балл (очень низкий уровень развития) - за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.
Методика «Времена года»
Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления) детей с 4 лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение.
4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения.
0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.
Или:
1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.
2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.
3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).
4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.
8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.
6 - 7 баллов (норма) - время поиска заняло от 31 до 35 секунд.
4 - 5 баллов (средний) - время поиска составило от 36 до 40 секунд.
2 - 3 балла (низкий) - время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.
0 - 1 балл (очень низкий) - время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.
1 балл - не понимает задания, действует неадекватно инструкции.
2 балла - задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.
3 балла - принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.
4 балла - принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.
Методика «Группировка картинок по количественному признаку»
Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет.
Стимульный материал: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 - я пара (на одной - много огурцов, на другой - один огурец); 2 - я пара (на одной много яблок, на другой - одно) и т. д.
Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие - в другой.
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить это принцип в речевом плане.
1 балл - не принимает и не понимает задание.
2 балла - принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую.
3 балла - принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки - признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может.
Страницы: 1, 2