Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по "Словарю" учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.
Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы. Вот несколько примеров. Тема "Предложение" I класс.
Москва - столица России. Москва - самый главный город страны. В Москве работает правительство. Машина помогает человеку в работе. Все работы хороши. Мой старший брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш, пенал - учебные вещи ученика. Мы любим русский язык. Тема "правописание слов с двойными согласными". II класс.
Суббота - выходной день моих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Интересный пассажир ехал с нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз - коллективное хозяйство.
Следует заметить, что подобные диктанты проводятся по окончанию изучения темы. Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием. Их записывают и работают с ними. В.Д. Купров предлагает еще один вариант работы с ними, при помощи которой получаются довольно хорошие результаты. К примеру, пройдена в III классе тема "Местоимение". Новых слов здесь четыре: вместе, впереди, двенадцать, шестнадцать. В проверочную работу по данной теме непременно включает их в задания:
Составь предложение со словами (идут слова одно, два).
Вспомни и запиши слова с непроверяемым написанием, которые ты изучал по теме "Местоимение". Составь с ними словосочетания.
В теме "Имя существительное" или "Имя прилагательное" предлагает такое задание:
"Просклоняй слова килограмм, прекрасный".
Этим приучает работать учащихся с трудными словами при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких слов. Причем делается это при изучении каждой темы.
И еще есть одна интересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, "упрощенным". Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в III классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов теле - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает "далеко". Ребята легче и осознанней запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Читая ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. "Найдешь слову объяснение и радуешься", - говорил он писателю. "Почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так", - говорил ребятам Купров. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Учащиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые "открытия": "Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица - синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где его искать". Целесообразно провести работу со стихотворениями Е. Серовой из цикла "Подскажи словечко":
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Для этимологического анализа слова использовался Купровым диалог Н. Сладковой "Сорока и медведь". "Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей", - говорил он. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: "Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом". Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: "Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит". С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки - зелеными, корни - красными, суффиксы - коричневыми, окончания - черными).
В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего "строительного материала", лежащего на столе, нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.
- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько "н" надо писать в слове рябинник? Посему? Как мы называем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько "н" надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?
В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:
рябина ряб - пестрый, рябой
рябинка
рябинник
рябинный
рябиновое
На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:
Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.
Рассмотрим еще работу, которая прошла со словом иностранного происхождения - ветеран.
- Ребята, вам уже говорили, что наш язык изменялся, слова исчезали, появлялись новые, старые слова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся только русскими словами им и словами иностранного происхождения? (Ребята могут привести примеры нерусских слов: шоссе, метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека, инженер и т.д.). Теперь познакомимся со словом "ветеран". Вспомните странички букваря, объясните значение слова. (Ветеран - это человек, который прошел войну. Человек, который много проработал на заводе, фабрике, в колхозе).
- Слово ветеран пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ветус, что значит старый. Записываем предложение: "Не стареют душой ветераны". Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использовал замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса самостоятельной работы учащиеся получают задания типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд". Или другое задание:
1. Ответить на вопросы, ответы записать.
Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?
2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.
1) Сообщение по телеграфу -… .
2) Килограмм - это тысяча… .
3) Смотр готовности войск -… .
4) Рисунок в книге -… .
5) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства -… .
6) Огородное растение, растущее кочаном -… .
7) Старый воин или человек, который долго где-либо работал -… .
11) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .
Как показывает практика, этимологический анализ - важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского "Почему не иначе?", в "Занимательной грамматике" А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.
На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово "лимон". На доске можно располагать эти стихотворные шутки.
Г. Сапгир "Ли-мон":
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
- Лимон… -
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.
Считалка И. Дельянова:
Взял Егор в углу топор.
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор!
Третьеклассники обозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, устанавливают, в каких падежах употреблено слово топор.
Так, названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера "Муха-цокотуха":
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в варенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник -
В вишневой наливке.
Во вторник -
В томатной подливке.
В среду -
В лимонном желе.
В четверг -
В киселе и смоле.
В пятницу -
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
После того, как учащиеся выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели"?
Методика запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель: Сл.слово Ас. образ
признак признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- количеству; - и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл. слово Ас. образ
береза - по цвету БЕлая
береза - кудрявая нужен грЕбень -
чтобы расчесать -
по форме, как буква Е
результат: бЕреза - бЕлая
- гребень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Эта методика - не догма, а источник творчества.
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:
гАзета - бумАга
дИректОр - крИк, рОт
зАвод - трубА
инЕй - бЕлый, снЕг
кАпуста - зАяц
кАрандаш - грАнь, бумАга
кАрман - дырА
кОнцерт - нОта, дО, хОр
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк
лАдонь - лАпа
мАшина - шинА
сОбака - хвОст
звод
в н
к О рабль к О нцерт к нцерт
л ы т
н а
Список литературы.
1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1985.
10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.
16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. - М., 1978.
18. Федоренко Л.П. Методика русского языка. - М., 1984.
19. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
20. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.
Страницы: 1, 2, 3