Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методы и средства воспитания
Методы и средства воспитания
12
Содержание
Понятие о методах и средствах воспитания
Основные методы и средства воспитания
Список используемой литературы
Понятие
о
методах
и
средствах
воспитания
Метод
воспитания
не
придумывается
,
но
создается
произвольно
,
он даже
не
является
продуктом
творчества
субъекта
.
В
выборе
метода субъект
полностью
зависит
от
того
,
каким
он
предвидит
результат
.
Метод
воспитания
-
это
модель
организации
взаимно
обусловленной деятельности
педагога
и
ребенка
,
конструируемая
с
целью
формирования у
него
ценностного
отношения
к
миру
и
самому
себе
.
Следовательно, метод
выводится
в
процессе
осознания
природы
поставленной
цели
,
он жестко
диктуется
ходом
производимого
мыслительного
анализа
.
Система
методов
воспитания
сложна
,
потому
что
цель
воспитания многопланова
,
многомерен
человек
,
противоречивы
взаимоотношения
его с
миром
.
Вся
эта
сложность
добавляется
традиционно
укрепившимся смешением
понятий
"
методы
воспитания
"
и
"
методы воздействия
".
Говоря
о
первом
,
многие
педагоги
разумеют
второе
,
сводят
предполагаемый
результат
воспитания
к
конкретной
сиюминутной реакции
ребенка
.
Например
,
говорят
: "
Применил
метод
упражнения, когда
организовал
правильное
поведение
ребенка
",
или
"
Я воспользовался
убеждением
,
разъясняя
детям
значение
нормативного поведения
".
Не
отрицая
правомерности
сказанного
,
отметим
,
что сказанное
относилось
к
методам
воспитательного
воздействия
-
отнюдь
не
к
методам
воспитания
.
Методы
воспитания
-
это
педагогическая
проекция
объективных факторов
социальной
действительности
,
обладающих
формирующим влиянием
на
личность
.
Если
нам
известны
факторы
воспитания, то
,
следовательно
,
остается произвести
проекцию
этих
факторов
на
реальность
воспитательного процесса
и
обозначить
факторные
(
объективно
обусловленные
)
влияния как
способы
воспитания
личности
.
Разумеется
,
эти
факторные
влияния нуждаются
в
педагогической
инструментовке
.
Конечно
же
,
педагог
не пассивно
наблюдает
,
какое
воздействие
производят
факторы формирования
личности
,
он
задает
им
определенное
направление
(
социально-ценностный
вектор
),
сопровождая
происходящее
педагогическим
комментарием
,
инициируя
социально-ценностную
реакцию
детей
.
Но
,
зная
факторы
формирования
,
педагог
уже
знает способы
воспитания
.
Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей
со средой
.
Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и
получает название метода организации воспитывающей деятельности
.
Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся
жизни
.
Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана
:
метод организации воспитывающей среды
;
метод организации воспитывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой
;
метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни
.
Перечисленные методы носят факторный характер
:
обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность
.
Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка
[
1
;
462
-
464
].
Однако от методов воспитания следует отличать средства воспитания
.
Средства воспитания
-
это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы
(
беседы, собрания, вечера, экскурсии и
т.д.),
виды деятельности учащихся
(
учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады
),
а также наглядны пособия
(
кинодемонстрации, картины и
т.д.),
которые используются в процессе реализации того или иного метода
.
Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др
.,
собрания, диспуты и
т.д.
В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и
т.д.
Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий
.
Но большой ошибки здесь нет
.
Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания
[
2
;
305
].
Основные методы и средства воспитания
Долгое
время
в
педагогике
не
было
четко
очерченной
системы
методов
воспитания
.
Но
с
течением
времени
начали
формироваться
определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса
,
к
ним
были
отнесены
следующие
основные
методы
и
средства
воспитания
:
Убеждение
.
Уже в 20-е гг
.
этот метод получает научное признание
.
Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с понимаем ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни
.
В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой
.
Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся
.
Указывая на сущность этого метода, известный педагог Н
.И.
Болдырев писал, что убеждение
-
это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении
.
Данная дефиниция нуждается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей
.
Более правильным будет сказать
:
убеждение
-
глубоком
разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил
поведения, в развитии сознания и чувств восп
и
туемой личности
.
Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление
.
Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру,
т.е.
убеждений как цементирующей основы сознания и поведения
.
Вот почему необходимо отличать убеждение как метод, как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности
.
Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить
.
Это опережающее отражение
(
планирование, мысленное моделирование
)
поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности
.
Предпринимая те или иные действия, личность, так или иначе, сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями
.
Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумыванию своего поведения
.
Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств
.
Существенное значение имеют те конкретные средства, которые используются в процессе применения метода убеждения
.
К важнейшим из этих средств относятся
:
формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и
т.д.
Об использовании этих средств воспитания и их методике более подробно будет идти речь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физического воспитания
.
Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждения способствуют развитию сознательности учащихся и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистический
характер
.
Страницы: 1,
2
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.