Рефераты. Методы работы над сказкой

Методы работы над сказкой

Оглавление

Введение

§1. Понятие о сказке

§2. Классификация сказок

2.1. Сказки о животных

2.2. Волшебные сказки

2.3. Бытовые сказки

2.4. Сказки смешанного типа

§3. Методы и формы работы над сказкой

3.1. Раскрытие смысла понятий "любить сказку" и "знать сказку"

3.2. Умения, вырабатываемые при работе над сказкой

3.3. Характеристика приема: сочинение сказки

Введение

"От ее слов, - вспоминает Горький

о сказках бабушки, - всегда оставалось

до сего дня чувство крылатой радости,

чудеса ее песен и стихов, нянькиных

сказок, возбуждали желание самому

творить чудеса".

М. Горький

К теме "методика работы над сказкой" я обратилась потому, что в наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь о значении этого учителя и воспитатели забыли.

Причины ослабевающего интереса к книге кроются в однообразии уроков чтения в начальной школе и в недостаточном внимании родителей к своим детям.

Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к чтению? Как построить работу учителя, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к книге сопутствовало ему всю жизнь, Эти вопросы, волнующие наших учителей, методистов и находящие свое отражение в методической и педагогической литературе, стали объектом изучения моей дипломной работы.

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.

Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

И работать в этом направлении сегодня просто необходимо и учителю, и родителям. Поэтому объектом нашего исследования является развитие интереса к чтению сказок у младших школьников.

Предметом исследования является процесс изучения сказок четырех типов - это сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки и сказки смешанного типа. Научной проблемой исследования является обоснование и разработка некоторых методических приемов, способствующих развитию интереса к чтению.

Цели исследования:

1. Раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы;

2. Изучить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к школе;

3. Выяснить наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, способствующие развитию у детей интереса к чтению и творческих способностей, проявляющихся в умении и желании сочинять сказки;

4. Провести практическую проверку полученных результатов.

Формулировка гипотезы.

Необходимо воспитывать у младших школьников любовь к чтению через изучение сказок разных типов и интересные задания. Это приведет к тому, что повысится уровень развития речи, воображения, мышления и образной памяти у детей, а также будет воспитываться любовь к книге, чувство ответственности и уважения к старшим.

Задачи исследования:

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования требовалось решить следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогические и методические особенности изучения сказок четырех типов.

2. Разработать педагогические приемы и методы изучения сказки как литературного жанра в начальной школе.

3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе.

4. Воспитывать у детей через сказки разных типов стремление быть добрым и честным, уметь сопереживать, желание быть похожим на положительных героев.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме исследования;

- наблюдение за процессом обучения чтению в школе;

- педагогический эксперимент;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

§1. Понятие о сказке.

"Сказки - не только радость творчества,

но и орудие в борьбе за существование… сказка давала и дает лишний пай в артели, лишний стакан водки в "беседе", ночлег и ужин. Сказкой же какой-нибудь скиталец-бедняк завоевал право на временное внимание и уважение".

М.К. Азадовский

Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга.

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: "Сказка о цыгане"; "Сказка о воре Тимашке".

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля.

В конце XIX - в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: "Севеные сказки", "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями.

После Октябрьской революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. Они продолжают эту работу и сейчас.

Выделилось два типа сборников: областные и индивидуальные. К областным сборникам относятся "Сказки и предания Северного края", записанные И.В. Карнауховой (1934 г.), "Сказки Красноярского края" - собранные М.В. Красноженовой.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, "низкого героя". Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

Настоящее исследование акцентирует внимание на психологический механизм смыслопожертвования в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. По этому поводу не существует единства мнений специалистов.

В.А. Бахтина утверждает, что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем - радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Интересно мнение немецкого психолога Э.М. Гренелиус по поводу закономерности формирования понятий у ребенка: образ - желание - чувство - мысль /понятие/. Автор указывала, что форма, которая передает для взрослых понятие добра и зла, не является образной. Мысли в такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо формировать образно. Если попытаться это сделать, то получатся те самые образы, которые отражены в сказках.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.