Объяснение учителя - доказательная форма изложения. Объяснение применяется в тех случаях, когда надо доказать то или иное положение, вскрыть взаимосвязи и причины изучаемых явлений и процессов. Например, объяснение процессов выветривания, образование метаморфических пород и т.д. Обычно описание - рассказ и объяснение применяются вместе, переплетаются друг с другом. Оба эти метода почти всегда сочетаются с работой по карте, работой с наглядными пособиями и беседой. Например, при объяснении деления горных пород на три генетические группы обязательно учитель должен иметь для показа образцы основных горных пород, магматические - гранит, сиенит, базальт; осадочные - песчаник; метаморфические - кварцит, мрамор. По ходу объяснения учитель обращается к учащимся с вопросом. Например, из каких минералов состоит гранит? Как образуется мрамор? (12, С.89).
2.2 Беседа, как метод активизации мышления учащихся
Беседа - способ обучения, в котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Учитель ставит вопросы и тем самым побуждает их, опираясь на имеющиеся у них знания, самостоятельно приобретать новые знания. Беседа используется в преподавании с древних времен. Так, древнегреческий философ Сократ пользовался в основном беседами со своими учениками и достигал больших успехов.
Беседа способствует активности учащихся, позволяет соединить изучение нового повторением и проверкой пройденного материала. В беседе учитель может варьировать вопросы в зависимости от подготовки учащихся, привлекая к работе наиболее слабых, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.
При подготовке к беседе учитель тщательно продумывает содержание и последовательность вопросов с тем, что бы они были логически связаны между собой, учитывали возможность применения наглядных пособий, а так же краеведческих знаний и умений. Следовательно, главное в беседе - правильно построенная по содержанию и в дидактическом отношении система вопросов. Беседа на уроках географии в большинстве случаев сочетается с работой по карте. Используя так же и другие наглядные пособия, статистический и графический материал.
Беседы бывают трех типов в зависимости от цели, которая ставится перед беседой:
1. Вводная беседа проводится обычно с целью восстановить в памяти учащихся знания и умения, необходимые для усвоения нового материала. Например, при изучении климата Африки или Америки вполне закономерен вопрос: «Что такое климат?». Это понятие известно учащимся с шестого класса.
2. Обобщающая беседа применяется для подведения учащихся к выводам и обобщениям. В курсе географии эта беседа, как правило, проводится после изучения крупных тем. Например, в шестом классе, после изучения тем: литосфера, атмосфера и гидросфера. Для этой цели в учебнике имеются специальные разделы с вопросами для обобщающего повторения. (3, С.56).
3. Разъяснительная беседа имеет характер, направленный на сущность изучаемых объектов и явлений, на вскрытие взаимосвязей и зависимостей. Вопросы в беседе должны опираться на уже известный материал, на работу с картой и наглядными пособиями. Разъяснительные беседы о климате, какой - либо физико-географической области, вполне успешно проводятся в курсе физической географии. На основе известных учащимся знаний о климатических факторах, а так же умение читать карты, учитель ставит ряд последовательных вопросов, направленных на выяснение особенностей климата района. В качестве примера можно привести отрывки из беседы при изучении Северной Америки в курсе седьмого класса. Цель беседы - показать учащимся различия в климате Северной Америки и Евразии.
Учитель: Определите по карте атласа широту Нью-Йорка.
Ученики устанавливают, что Нью-Йорк расположен на 40 градусе северной широты.
Учитель: Через какие европейские страны и города проходит 40-я параллель?
Ученики отмечают, что в Европе 40-я параллель пересекает юг Италии и центральную часть Греции, Неаполь и Рим несколько севернее этой широты.
Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Нью-Йорке? Сравните их со средними температурами января и июля в Риме.
Учащиеся работают с климатическими картами атласов, указывают на то, что в Нью-Йорке значительно холоднее, чем в Риме, особенно зимой.
Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Москве?
Учащиеся называют данные.
Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Северной Америке на широте Москвы?
Учащиеся называют данные и отмечают, что в Северной Америке на тех же широтах значительно холоднее, чем в Москве.
Учитель: Чем отличается по температурам климат Северной Америки от климата Европы?
Учащиеся делают вывод, что климат Северной Америки более холодный, чем климат Европы на тех же широтах.
Учитель: Чем объясняется большая суровость климата Северной Америки?
Учащиеся указывают на воздействие холодного Лабродорского течения на климат и природу горных хребтов меридионального простирания, на незначительное влияние теплого течения, которое отходит от берегов Америки.
2.3 Лекция, как основа формирования научно - исследовательской деятельности учащихся
Лекция играет большую роль в семинарской, зачетной и лекционной системе знаний. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организационных форм. Выбор лекции как главного вида занятий обусловлен ведущей ролью теоретических знаний и дедуктивным построением программы. Лекция дает возможность объединить полученные данные в структурно - логические блоки, позволяет оперативно отражать изменения экономико-географических знаний. На лекции у учащихся развиваются навыки, необходимые человеку в процессе непрерывного образования. На уроках - лекциях учитель закладывает основные теоретические знания о всемирном хозяйстве, международном географическом разделении труда, основных формах организации производства и факторах его размещения, закономерностях взаимодействия природы и общества, методах взаимодействия географической науки. (4, С.305.).
Слушание лекции - сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с шестого класса, увеличивая время на объяснение и рассказ, давая определенные задания с учетом возроста и подготовки школьников. Слушать лекцию - это, значит, понимать ее содержание, запоминать его, выделять главное, мысленно представлять услышанное, и все это в быстром темпе. Отличие школьной лекции от вузовской заключается в использовании приемов, способствующей формированию мотивации, меньшей продолжительности (до 35 минут), использование более разнообразного иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, демонстративных таблиц, компьютерных презентаций), однако главное отличие продуманная обратная связь, которая делает слушание лекции активным учебным процессом. При проведении лекции в десятом классе учитель может предложить учащимся такие задания как, следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам, записанных на доске; вести запись плана по мере изложения материала, то есть разбивать материал на смысловые блоки; указывать напротив каждого пункта плана привлекаемые источники информации. Данные задания не требуют от школьников одновременной демонстрации умения слушать и умения записывать главное в содержании, поэтому при подготовке и проведении лекции учитель должен уделять особое внимание заданиям, направленным на формирование этих умений. (4, С.306.).
Уроки - лекции стоит планировать при изучении тем, содержание которых мало знакомо учащимся и требует систематизации, обобщения. По дидактическим целям принято классифицировать на:
1. вводные - мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий;
2. текущие - ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания;
3. обобщающие - формирование новых знаний идет на базе материала ранее изученных тем, вводятся более сложные понятия, проводится обобщение знаний на основе мировоззренческих идей.
По характеру изложения выделяют лекции информационного и проблемного характера.
Подготовка учителя к лекции требует большой работы по отбору содержания, продумыванию форм контроля за их выполнением. К подготовке лекционного занятия можно привлечь учащихся, поручив им найти материал по одному или двум пунктам лекции и изложить его план, подготовить иллюстративный материал, проанализировать демонстрационную таблицу, диапозитивы и т.д. Собеседование с учителями показывает, что старшеклассники из-за слабой сформированности ряда обще-учебных умений не всегда готовы воспринимать лекции, а сами учителя испытывают значительные эмоциональные перегрузки, так чтение лекций требует не только хорошего владения материалом, но и поддержания активного внимания учащихся. У учителей вызывает беспокойство и кажущееся отсутствие контроля за усвоением материала. Однако опыт работы показывает, что фронтальная или выборочная проверка знаний, выполненных в ходе лекции или итоговом контроле в сочетании с выступлением учащихся на уроках диалогах и семинарах, дает хорошие результаты и воспитывает ответственное отношение к лекции у учащихся.
В кабинет географии целесообразно вывесить памятку для учащихся «Как научится слушать лекцию». (см. приложение № 1).
Лекции имеют большее значение в формировании у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и обще-учебных умений - слушать, выделять главное, «свертывать» информацию, вести краткие записи, проводить самопроверку. Школьные лекции подготавливают старшеклассников к овладению более высоким уровнем ведения записей в процессе слушания; конспектированию текстуальному (полной фиксации содержания) и свободному (запись главных мыслей). (8, С.135).
2.4 Чтение вслух, как средство расширить кругозор, развить воображение и повысить интерес к изучаемому материалу у учащихся
Чтение учителем вслух применяется на уроках географии прежде всего тогда, когда представляется необходимым познакомить учащихся с ярким и образным изображением изучаемых в курсе явлений и объектов в художественных произведениях поэтов и писателей, в путевых очерках, в дневниках и описаниях путешественников. Это особенно важно, если учитель не в состоянии создать у учащихся нужный образ своими словами.
Чтение вслух, если оно проводится умело и отрывок выбран правильно, имеет большую педагогическую ценность. Оно расширяет географический кругозор учащихся, развивает их воображение, повышает интерес к изучаемому материалу, содействует его лучшему и более прочному запоминанию, обогащает словарь учащихся, оказывает на них эмоциональное воздействие. В целях облегчения поиска подходящей информации для прочтения ее в слух издаются специальные географические хрестоматии, в которых помещаются отрывки из художественных произведений, путевых очерков, географических описаний. Отбирая материал для чтения в классе, надо учитывать задачи данного урока, возрастные особенности учащихся, а так же научную и педагогическую ценность самого материала. Выбранные отрывки для чтения должны быть интересны для учащихся, полезны по своему содержанию для усвоения курса, и иметь идейно - политическое или воспитательное значение. Отрывки должны быть не велики по своим размерам, что бы их чтение в классе не было слишком продолжительным и не утомляло учащихся. Готовя отрывок для чтения в классе, учитель его заранее обрабатывает, отмечая места, на которые надо обратить внимание, подчеркнуть или пояснить. В некоторых отрывках могут быть места, с точки зрения учителя лишние, ненужные для данного урока. Чтение отрывков учитель обычно сопровождает необходимыми пояснениями терминов, непонятных выражений и показом на географической карте упомянутых в тексте мест; могут быть показаны так же соответствующие тексту фотографии и картины. Что бы прочитанный материал оставался в памяти учащихся, следует задавать им по этому материалу вопросы и требовать от них пересказа услышанного. Особенно важна такая работа в младших классах. (12, С.86).
Так же в процессе устного изложения материала учитель широко использует различные приемы сравнений. Важнейшим из них является сравнение изучаемых географических объектов с ранее изученными. Например, при изучении рек Восточной Европы их можно сравнить с рассмотренными перед этим реками Западной Европы, от которых они отличаются характером течения и режимом. Сравнение может вестись в основном двумя путями. Можно сначала выявить свойство рек Восточной Европы, а затем уже поставить пред учащимися вопрос: «Чем реки Восточной Европы отличаются от рек Западной Европы?». Указав эти отличия, учащиеся тем самым установят характерные особенности рек Восточной Европы. А можно свойства рек Восточной Европы устанавливать в процессе сравнения с реками Западной Европы. В этом случае учащиеся могут быть подведены к установлению особенностей, например, режима рек Восточной Европы такой системой вопросов:
1. Где берут начало крупнейшие реки Восточной Европы и Западной Европы?
2. Чем отличается питание рек Восточной Европы от питания рек Западной Европы?
3. Чем отличается зимний режим рек Восточной Европы от зимнего режима рек Западной Европы?
4. Сравнить, как изменяется уровень воды в течение всего года на реках Восточной и Западной Европы?
5. Чем, следовательно, отличается режим рек Восточной Европы от режима рек Западной Европы?
В рассмотренном выше примере объекты сравнивались в основном по чертам отличия. Не менее широко применяются сравнения одновременно и по сходству и по отличию. Таковы, например, сравнения пустынь Африки или Южной Америки с изучаемыми ранее пустынями Азии, природы Восточной Сибири с природой Западной Сибири.
Большое значение имеют при изложении материала приемы сравнения, направленные на подведение учащихся к самостоятельному установлению выводов и закономерностей. Например, по окончании рассмотрения в курсе физической географии России морей Российской Федерации, учитель может предложить учащимся самостоятельно распределить все изученные ими моря на группы по глубине и солености. (12, С.91).
Устное изложение материала сопровождается записью учителем текста на классной доске, а учащимися, соответственно, в своих тетрадях. Запись ведется четко, по возможности быстро и, как правило, без сокращений.
Начиная сообщение нового материала, учитель записывает на классной доске название темы с тем, что бы в ученических тетрадях записи по данной теме были отделены от записей по другим темам. На классной доске записывается план изложения материала на данном уроке, например, план лекции, а так же планы рассмотрения некоторых вопросов. Все эти планы даются обычно в виде перечня последовательно расположенных вопросов или в тезисной форме. При наличии некоторых расхождений по содержанию между учебником и программой, учителю иногда приходится задавать учащимся на дом материал, отсутствующий в учебнике. Что бы учащиеся могли этот материал запомнить, учитель должен либо записать соответствующий текст на классной доске, либо продиктовать его. На классной доске так же записываются цифры, которые учащиеся должны знать, и статистические данные, подтверждающие те или иные положения курса. (3, С.115.).
Заключение
Опыт преподавания географии в школе показывает, что многие названия и термины, учащиеся обычно произносят и пишут с ошибками. Во избежание этих ошибок все новые географические термины и названия учитель четко произносит, а в младших классах обязательно выписывает на классной доске; при этом он отмечает ударение и подчеркивает часть слова, вызывающую обычно у учащихся затруднение в написании. Например, масштаб. В некоторых случаях записывается на доске объяснение происхождения географического названия. Например, «гольф» - залив, «стрим» - течение. Из двух видов записей учителя на классной доске следует отметить тексты задач и практических работ, а так же домашних заданий. Кроме того, классная доска широко используется учителем для географических работ. (2, С.123.).
Так как, методы устного изложения материала играют ведущую роль в обучении географии, им уделяется большее внимание и их роль как основных методов обучения постепенно возрастает. Но при этом устное изложение материала не может быть полноценным без участия иллюстративного материала, конспектирования, работы с атласами и т.п.
Приложение 1
Как научится слушать лекцию.
(памятка для учащихся)
1. Запишите тему лекции. Уясните цель ее проведения, характер заданий, которые даны учителем.
2. Ведите краткие записи так, что бы сохранить логику изложения, главное в содержании лекции.
3. Проведите самопроверку сделанных записей при подведении итогов выполнения задания, данного учителем.
4. Дома прочитайте еще раз записи, внесите в них коррективы, пока содержание лекции еще свежо в памяти.
5. Помните, что при чтении лекции не принято отвлекать учителя репликами или вопросами с места; все вопросы задаются после лекции.
Список используемой литературы:
1. Даринский, А.В. Методика преподавания географии: учеб. Пособие для студентов. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1958. - 415 с.
2. Даринский, А.В. Методическое пособие по экономической и социальной географии СССР для 9 класс./А.В. Даринский, И.В. Асеева, Б.В. Белоусов. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
3. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей пед. ин-тов и ун-тов /И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин. - М.: изд. Астель, 2002. - 203 с.
4. Душина, И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов /И.В. Душина, В.Б. Пятунин, А.А. Лятягин и др. - М.: Дрофа, 2007. - 509, (3) с.: ил.
5. Душин И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996.
6. Максаковский В. П. Географическая культура. М.: Владос, 1998.
7. Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии 7 класс. - М.: ВАКО; 2005. - 288 с.
8. Панчешникова, Л.М. Методика обучения географии в средней школе: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и ун-тов по геогр. спец. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.: ил.
9. Подласый, И.П. Педагогика - М., 1999
10.Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. - М.: Советская энциклопедия, 1987, с.1600
11.Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.
12.Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382 с.: ил.
Страницы: 1, 2