В теории педагогики рассматривается взаимосвязь по-знания и моделирования. Из этого следует необходимость более тщательного изучения возможностей их взаимодей-ствия и взаиморазвития.
Это положение стало темой ис-следования, основой которого послужили работы, рассмат-ривающие возможности использования модели и модели-рования как средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности (Л. А. Венгер, Н. И. Ветрова, Н. Н. Кондратьева, А. К. Матвеева, Н. И. Не-помнящая и др.). Большой интерес представляли исследо-вания особенностей становления моделирования как сред-ства знаковой деятельности, этапов его развития (Л. А. Венгер, Р.И.Говорова, Г.А.Глотова, Н.Г.Салмина и др.).
Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование и др.). По мере развития познания дошкольников проис-ходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования -- модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и, измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании раз-нообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое -- замещающее», некоторых правил модели-рования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.
детьми среднего дошкольного возраста посредством мо-дели, и без ее применения. При этом мы исходили из следующих положений.
«Освоение свойств и отношений предметов в дошкольном детстве, утверждает в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка” Венгер Л.А. (М.,1988) -- сложный неравномерный процесс, в ос-нове которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети вы-деляют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свой-ствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени -- освоить обобщение, научиться упо-рядочивать, группировать и классифицировать по свойст-вам, подойти к пониманию существенных связей, логи-ческих отношений между предметами и явлениями мира.
Сложность познания свойств и отношений предметов в дошкольном возрасте обусловлена противоречием между образностью мышления дошкольника и логикой, абстракт-ностью свойств, отношений, связей.
В ряде исследований доказана необходимость разра-ботки и использования дополнительных моделей -- более конкретных, сконструированных в соответствии с особен-ностями детского восприятия, с целью эффективного их понимания и использования дошкольниками.
3.1 Моделирование в раннем и дошкольном детстве
Моделирование - приблизительное воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит разви-тию их способностей, углублению знаний по основам наук и по технологии обработки материалов. Оно способствует связи теории с практикой, формированию практических навыков, является средством расширения политехнического кругозора ребят. Объекты, выбираемые для моделирования, должны отражать в своей тематике достижения науки и техники, иметь общественно полезную направленность, соответствовать возрастным особенностям, интересам и уровню подготовки детей.
Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взя-тую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.
Сенсорное развитие ребенка--это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа-хе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного моделирования в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри-ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.) Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители оте-чественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедли-во считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В книге Зеньковского В.В. „Психология детства” (Екатеринбург, 1995) автор говорит о том, что: «сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необхо-димо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда».
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина-ется познание. Все другие формы познания -- запоминание, мыш-ление, воображение -- строятся на основе образов восприятия, явля-ются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается сенсорному моделированию, рисованию, лепке, конструи-рованию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свой-ствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в прост-ранстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разно-видностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух -- точное дифференцирование речевых звуков -- и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.
Не менее важно иметь в виду значение развития сенсорного моделирования для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой дея-тельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи архитектора, конструктора, занимают сенсорные моделирование способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед, теорией и практикой дошкольного воспитания за-дачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направле-ние сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного пе-дагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается по-верхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное моделирование -- последовательное планомерное ознакомле-ние ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах-- общепринятых об-разцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы -- геометрические фи-гуры, величины -- метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои -- во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорного моделирования-- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон -- это вовсе не зна-чит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделе-ния свойств самых различных предметов в самых различных ситуа-циях. Иначе говоря, усвоение сенсорного моделирования-- это использова-ние их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Ознакомле-ние с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного моделирования в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для форми-рования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
3.2 Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста
«Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и исполь-зования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосыл-ки развития моделирования, использования модели в по-знании. В этом возрасте происходят изменения в познава-тельной деятельности ребенка, изменяются содержательная и операционная стороны, зарождаются познавательные мо-тивы. Поэтому данный возраст называют возрастом «мно-жества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Дошколь-ник осваивает разнообразные способы исследования, стано-вится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает». (13,с.146)
При выраженном интересе к окружающему миру ребенок среднего дошкольного возраста не владеет адекватными средствами получения необходимой информации поэтому педагог призван помочь ему в овладении средствами дозна-ния, выработанными человечеством и позволяющими само-стоятельно открывать новое. В связи с этим давайте рассмотрим возможности овладения мо-делированием как средством познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста.
Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Дети устанавливают отношения, успешно понимают простые логические связи, поясняют их. Другие свойства и отношения осваиваются не-достаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений (на-пример, неверно употребляют термины -- большой вместо тяжелый, мягкий вместо легкий и т.п.). Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выражен-ности), так и с уровнем овладения способами их познания. Низкий уровень освоения свойств и отношений, их «размы-тость» обусловлены, по нашему мнению, следующими при-чинами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5