По мнению Д.Б. Эльконина к пониманию предпосылок морально-волевой подготовки к школьному обучению, должно учитываться разнообразие подходов - наличие новообразования закончившегося возрастного периода и начальных форм следующего. Иными словами - речь идет, с одной стороны, о сформированности игровой деятельности, об определенном уровне развития наглядно - образного мышления, общих познавательных мотивов, о соотношении зрительного и смыслового поля, об использовании символических средств; с другой - о портрете непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитием самоконтроля; об отношении ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, т.е. так называемая "позиция школьника", по определению Л.И. Божович [Коломинский,с.12].
А.В.Запорожец считает наиболее существенным для формирования морально-волевых качеств превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.
Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление морально-морально-волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
Л.С.Выготский считал морально-морально-волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях детей с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане он рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение детей, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути морально-волевого развития. После овладения речью слово становится для детей, не только средством общения, но и средством организации поведения [Выготский,т.2,с.215].
Вместе с тем, хотя в дошкольном возрасте и появляются морально-волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении детей остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Формирование и объективная оценка требуемого уровня морально-волевой подготовки детей к обучению в школе невозможны без активного участия воспитателей, педагогов и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста и способах формирования морально-волевых качеств, таких как:
волевые качества - воля, целеустремленность, упорство, решительность;
моральные качества - добросовестность, честность, коллективизм, доброта.
Однако практическое отсутствие методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе затрудняет педагогам и воспитателям эффективно осуществлять морально-волевую подготовку детей к школе. Современные условия воспитания детей требуют разработанности методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе с учетом социально-экономических условий и особенностей детей.
Актуальность исследования определяется противоречием между практическим отсутствием методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе и тем, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе является одной из важных составляющих общей подготовки детей и способствует развитию личности ребенка в целом.
Предмет исследования: морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.
Объект исследования: процесс морально-волевой подготовки детей к школе.
Цель исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме морально-волевой подготовке детей к обучению в школе и разработать и апробировать программу занятий по морально-волевой подготовке детей к школе.
Задачи исследования:
1) сделать теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной морально-волевой подготовки ребенка к обучению школе;
2) выявить сущность понятия морально-волевая подготовка к обучению к школе;
3) определить особенности формирования морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе;
4) разработать и апробировать программу занятий, направленную на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе;
5) подготовить рекомендации.
Гипотеза исследования: морально-волевая подготовка детей к обучению в школе будет эффективной, и тем самым будет способствовать развитию личности в целом если:
1) учитывать психолого-педагогические особенности детей;
2) применять при проведении программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей
3) организовать активное участие родителей в мероприятиях по морально-волевой подготовке детей к школе;
Методы исследования: анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы; тестирование, наблюдение, опрос; математическая обработка и интерпретация результатов.
Методологическую основу исследования составляют труды и научные разработки таких авторов, как Л.И. Божович (Проблемы формирования личности), Л.Р. Болотина (Дошкольная педагогика), Г.Е. Веракса (Развитие ребенка в дошкольном детстве), В.С. Мухина (Возрастная психология), Л.В. Русскова Л.В. (Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду) и др.
База исследования: МДОУ детский сад № 2 "Черемушки", г. Томмот. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать не только при составлении методических указаний по морально-волевой подготовке, но и при личностной и интеллектуальной подготовке детей к обучению в школе.
Выпускная квалификационная работа представлена на 90 с., состоит из введения, двух глав, заключения, 6 приложений, 4 таблицы, 9 рисунков, библиографический список содержит 46 источников литературы.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Страницы: 1, 2, 3, 4