Рефераты. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

аждое профессиональное учреждение по-своему решает задачи возвращения в жизнь национальных традиций. В своей работе они исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывают и утверждают новые формы и методы работы учреждений культуры.

Лаборатория народного музыкального творчества ВГПУ существует с 1981 года. Её создателем и научным руководителем является кандидат искусствоведческих наук, заведующая кафедрой этномузыкологии, заслуженный работник культуры России, доцент Г.П. Парадовская. За 25 лет творческой деятельности Лаборатория сформировалась как "научно-исследовательский, методический, координационный центр по восстановлению, изучению и сохранению народных традиций Вологодской области и других регионов России" [28; 33].

Активная собирательская деятельность Лаборатории, организация и проведение фольклорных экспедиций позволили сформировать фонд музыкально-этнографических записей, поле исследования в области традиционной народной культуры. За время работы состоялось более пятидесяти экспедиций в районы Вологодской области и близлежащие территории. В основу экспедиционной деятельности Лаборатории положены принципы и методы исследования, разработанные специалистами Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ (г. Санкт-Петербург) [28; 33-35].

В целях внедрения фольклорных материалов края в работу культурных и образовательных заведений подготавливаются фольклорно-этнографические сборники, в которых представлены обрядово-праздничные традиции и образцы народной песенной культуры Вологодчины.

Наряду с научно-исследовательской проблематикой Лаборатория решает комплекс задач по формированию и воспитанию фольклорных кадров для учреждений культуры и образования области. В результате совместных заседаний областного департамента образования и ВГПУ в 1997 году на базе музыкально-педагогического факультета и Лаборатории народного музыкального творчества университета начато дополнительное обучение студентов по специальности "Музыкальный фольклор". По окончании студенты получают диплом с квалификацией "Учитель музыки и музыкального фольклора" [28; 86].

Череповецким центром народной традиционной культуры был разработан и реализован ряд комплексных исследовательских и образовательных проектов, связанных с изучением народных традиций западного региона области и их многоплановых освоением детьми.

Наработки центра и полученные им результаты легли в основу деятельности учреждений культуры и образования не только Череповецкого района, но и других районов области, получили широкую известность и распространение в России. Этот центр народной культуры был основан в 1990 года в с. Воскресенское Череповецкого района. Он открыл новое направление в сфере деятельности учреждений культуры области - направление, связанное с углубленным изучением, сохранением и восстановлением традиций народной культуры.

Сегодня ЦНТК является научно-практическим учреждением с функциями методического центра. В зону его деятельности входит Череповецкий район и районы западного региона Вологодской области. Основой деятельности ЦНТК является изучение народных традиций региона и их состояния на сегодняшний день. Специальным направлением Череповецкого ЦНТК является изучение и восстановление местного гончарного промысла. Промысел Ерги (старинное название села Воскресенское) сейчас хорошо известен в России, а ерговская керамика получила заслуженное признание ценителей и знатоков народного прикладного искусства [28].

Кадуйский ЦНТК накапливает опыт взаимодействия учреждений культуры с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации, производственными организациями в решении задач восстановления народных традиций района. Уже сейчас определены и практически реализованы оптимальные формы такого взаимодействия. В этом районе принята и начала действовать межведомственная культурно-экологическая программа изучения, сохранения и восстановления народной традиционной культуры.

Экспедиционная работа, проводилась на территории западного региона Вологодской области, фиксируя значительно высокую степень разрушения традиционной культуры, нежели в восточном регионе. Причин этому много. Здесь процветало "охотничество", что тоже не способствовало сохранению традиционного пласта культуры. Крайне негативные последствия на состояние традиций региона оказало строительство Рыбинского водохранилища, повлекшее за собой исчезновение целого ряда деревень и миграции населения.

В Нюксенском ЦНТК идет восстановление и передача традиционной культуры детям и молодежи непосредственно от пожилых носителей традиций, ведется выходящая далеко за пределы района и области работы по пропаганде и популяризации местных форм и образцов традиционной культуры. Нюксенский центр традиционной народной культуры начал свою деятельность в 1991 году. В настоящее время в штатном расписании центра 13,5 единиц творческих работников и 8,5 единиц технических работников. Центр работает по комплексной программе сохранения и восстановления традиционной народной культуры Нюксенского района. Сейчас разработана программа, основним звеном реализации которой является ЦНТК.

В Великоустюгском районе создана целая сеть центров традиционной народной культуры, распространяющих свою деятельность на все учреждения культуры района и тесно сотрудничающих с учреждениями образования. Учреждения культуры района уже в течение целого ряда лет ведут целенаправленную работу по возрождению местных культурных традиций и рассматривают ее как важнейшее направление своей деятельности.

Практика показывает, что укрепление у молодого поколения национального иммунитета, укоренение его в собственной истории и культуре является одним из наиболее действенных средств преодоления сегодняшних резко негативных тенденций, развивающихся в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни: преступности, наркомании, проституции, социальной пассивности, потребительского отношения к жизни.

За 10 лет в области накоплен богатый и уникальный опыт восстановления традиций народной культуры, включения их в жизнь современного общества. Создаются и активно наращиваются фольклорные и этнографические фонды, отражающие народные традиции области; ведутся научные и прикладные исследования по проблемам традиционной культуры; нарабатываются формы и методы практического восстановления народных традиций - как фольклорных, так и ремесленных.

Возвращение к историческим корням своей культуры - это путь к возвращению нашей жизни в русло естественных процессов развития. Задачи учреждений - обеспечить восстановление связей прошлого с настоящим, а через него с будущим.

Таков анализ основных направлений деятельности заведений Вологодской области, основывающих свою работу на сохранение и восстановление народной культуры.

1.2 Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства" [3; 6].

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение "народное" интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья - фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности [19; 31].

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что "фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими" [23; 8].

На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории "жанр", понимание которой позволяет классифицировать фольклор.

В энциклопедическом словаре понятие "жанр" трактуется как "род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания" [3; 47].

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).

Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:

календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;

свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);

причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);

хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);

частушки;

лирические песни;

эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);

сказки;

детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);

10) материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) [22].

Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки. С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической [18].

В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки. Пестушки (от "пестовать") - песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку - ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову [18].

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.