Рефераты. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

42

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Вологодской области

ГОУ СПО “Тотемский педагогический колледж"

Курсовая работа

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Тотьма 2008

Содержание

  • Введение
    • Раздел 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста при изучении сказки
    • 1.1 Сущность понятия нравственное воспитание
    • 1.2 Психологические возможности изучения сказок
    • 1.3 Народное воспитание в наследии классиков педагогики
    • 1.4 Дискуссия о народной сказке
    • 1.5 Педагогические идеи сказок
    • 1.6 Сказка как жанр устного народного творчества
    • 1.7 Типы сказок
    • Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
    • 2.1 Планирование и организация исследования
    • 2.2 Обработка полученных данных
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Приложения
Введение

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является народная сказка.

Таким образом, актуальность нашего исследования "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста" в следующем:

ориентированность современного общества на гуманизацию образования;

нравственное воспитание как центральный ориентир в развитии личности;

интерес к потенциалу народной педагогики.

Объект: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет: сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические возможности использования потенциала сказки как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе.

Проблема: в связи с неустойчивостью социального положения в переходный период в развитии государства к гражданскому обществу нарушаются устои нравственности. Отсутствие механизма законов требует пристального внимания к нравственному воспитанию на основе народных традиций.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

раскрыть содержание понятия нравственное воспитание;

рассмотреть вопрос о сказке как средстве нравственного воспитания в русской педагогике;

изучить психологические особенности восприятия детьми сказок;

выделить черты сказки как жанра устного народного творчества;

проверить действенность воспитательного воздействия сказок на детей младшего школьного возраста через анкетирование;

обработать статистические результаты анкетирования.

Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов:

анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования;

рефлексивный анализ опыта учителей;

анкетирование (педагогический эксперимент в ходе учебного процесса).

База исследования: Тотемский район, МОУ"Советская СОШ", 2 класс.

Раздел 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста при изучении сказки

1.1 Сущность понятия нравственное воспитание

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский,

И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Воспитание - передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [6, с.184].

Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [18, с.760].

Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.

Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность"

как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под

воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение

человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умение

общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В

широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил

поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю

культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать

содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование

соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности,

включает в себя:

отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);

отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);

отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка).

Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств.

1.2 Психологические возможности изучения сказок

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованиями.

Учебная деятельность, осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будет только в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают и формируются лишь основы теоретического сознания и мышление.

Э. Эриксон утверждает, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап развития он застал. Он считает, что ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания [16, с.464].

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.