Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.
До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколения с помощью произведений устного народного творчества, Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получил отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.
Возникает вопрос: как проявляется народная педагогика в детском фольклоре?
Мы в своей исследовательской работе попробуем представить (насколько позволит объём данной работы) несколько жанров детского произведения в которых покажем проявления народной педагогики.
Пестушки: «Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О. И. Капица, её точку зрения разделил В. П. Аникин.
Имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой» Волков, Г. Н. Этнопедагогика.: М., 2000 - С.40.. Физические упражнения нужны ребёнку для укрепления мышц рук, ног, спины и так далее. Для этого и применяются пестушки. (Смотрите приложение 1.(1 - 1.10).
Потешки: Потешка призвана - потешить развеселить, позабавить ребёнка. Готовила к самостоятельной игре в детском коллективе. « Главное значение забавы - приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания» Там же.. Учит счёту, и как следствие абстрактному мышлению (К. Маркс.). Это первые шаги к общению.
«Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии» Там же.Приложение2. (3.1-3.3)
Сечки: - (отличаются от считалок тем, что это и есть сама игра). Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себе ещё одну игру - молчанку (голосянку - волосянку). «Единственным достижением этой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировке собственного дыхания» Волков, Г. Н. Этнопедагогика.: М., 2000 - С.44.. К сажилению эта игра потеряна для наших детей. Этой игре также были присущ всевыше перечисленные качества.
Загадки: Служила средством проверки мудрости. « Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначени этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. - Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.- С.101. Приложение (дополн.)
Небылицы - перевёртыши: - задача перевёртышей - способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.
Докучные сказки: - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желанниях, чувства юмора. Приложение 3 (9.1-9.2).
Страшилки: - «фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребёнка - средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, с единством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать». Там же. И так далие… Приложение 7. (12.1-12.3).
«Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» Там же..
Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.
Заключение
Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.
Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне -- режим сна, пестушке -- физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60--70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.
Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморская убедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится в прямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервных импульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.
Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.
Мы сегодня учащиеся, а завтра - воспитатели, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей осознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.
Список использованных источников
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.- 254с.
2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] М.:.: Высшая школа, 1987.- 283с.
3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: «Академия», 2000 - 472с. - (Высшая школа).
4. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] -- М.: Высшая школа, 1978.- 198с.
5. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. - 231с.
6. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. - Иркутск, 1990. - 195с.
7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для. Студ. сред. И высш. пед учеб. заведений / Г.Н. Волков. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: «Академия», 2000. - 176с.
8. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.
9. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.--Л., 1958. -203с.
10. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.
11. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
12. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М - Л, 1991. - 297с.
13. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.
14. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». - 2003. - №9. - Еженед.
Приложение 1
Материнский фольклор
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
1.Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. 2. Ночь пришла,
Тихо смотрит месяц ясный Темноту принесла;
В колыбель твою. Задремал петушок,
Стану сказывать я сказки, Запел сверчок,
Песенку спою, Уж поздно сынок,
Ты дремли, закрывши глазки, Ложись на бочок,
Баюшки, баю. Баю-бай, засыпай…
Богатырь ты будешь с виду 3. Баю- баю, за рекой
И казак душой, Скрылось солнце на покой.
Провожать тебя я выйду, У Алёшиных ворот,
Ты махнешь рукой. Зайки водят хоровод:
Сколько слез я втихомолку Зайки, заиньки,
В эту ночь пролью... Не пора ли баиньки?
Спи, младенец мой прекрасный, Вам под осинку,
Алёше - на перинку.
Баю - баю, Лёшенька
Засыпай скорёшенько.
4. Глупый сон, сон, 5. Спи, дитя, до утра,
Неразумная дрёма! До утра, до солнышка;
Баю, баю! Не разумная дрёма, Будет пора,
Мимо ты ходишь, Мы разбудим тебя.
Колыбели не находишь. Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
«Я спать хочу!»
Дремота говорит:
«Я дремать хочу!»
По полу по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают;
Заглядывают -
Спать указ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5